Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Спор об «одном народе». Почему Украина сильнее России


Александр Петриков специально для «Кашина»

Затянувшаяся полемика между Путиным и Зеленским об «одном народе» кажется даже не вымученной, а вообще ни для чего не нужной, да и полемика ли это — ни у одной стороны ведь нет цели убедить другую или переспорить, да и адресатом и антиукраинской статьи Путина, и антирусских выступлений Зеленского в лучшем случае является внутренняя аудитория, подданные, а скорее — и вообще собственные демоны. Нет оснований думать, что быть украинским националистом — естественное состояние Владимира Зеленского, и точно так же мало что указывает на Владимира Путина как на строителя империи и поработителя окраинных народов. Но обоих несет историческая стихия, сопротивляться которой, по крайней мере, сейчас лучше получается у Путина, но не потому, что он сильнее, а потому, что Россия слабее Украины; как бы это ни звучало, но это конфликт между молодым упорным в своем национальном строительстве государством и персоналистской системой, принципиальные свойства которой слишком замкнуты на особенности конкретной личности и не имеют отношения ни к народу, ни к истории. Когда Зеленского сменит новый президент, он тоже будет учить мову, грозить Крыму и уважать Бандеру — слово «националист» здесь даже слишком сильное, в молодом государстве, наверное, и не может быть по-другому, украинец националист по умолчанию, а у нас такого нет, у нас система вообще не про это, и разве сложно вообразить, как преемник Путина, сохраняя и укрепляя систему, преодолевает ошибки и исправляет перегибы — летит в Киев мириться, отдает Крым, помогает реинтегрировать Донбасс. То, что для украинцев вопрос государственного и национального выживания, для нас — личный проект Путина, обусловленный то ли майданными страхами, то ли дружбой с Медведчуком, то ли (не стоит никому отказывать и в государственной мудрости) реальной убежденностью, что антироссийская Украина будет вечной угрозой России. Но, каким бы ни был источник украинской обсессии, она так и остается персональным свойством Путина, и именно это дает украинцам фору — им нужно только тянуть время, коротая его, как это делает Зеленский, в риторических упражнениях, работающих на то будущее, в котором постпутинская Россия будет относиться к украинскому вопросу спокойнее, чем относится Путин.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.