Дата
Автор
Republic
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Стивен Пинкер: «Даже понятие "несвобода" значит теперь не то, что раньше». Правда ли это?


Оцепление в Минске, август 2020

Фото: Homoatrox / Wiki

Мы в журнале «Книги» некоторое время колебались — стóит ли публиковать оптимистический отрывок из новой книги Стивена Пинкера «Просвещение продолжается: в защиту разума, науки, гуманизма и прогресса» (русский перевод выходит в августе в издательстве Альпина нон-фикшн) именно сегодня, 9 августа — в годовщину президентских выборов в Беларуси и начала массовых мирных протестов, жестоко подавленных диктатором Лукашенко.

В эти дни рассуждения об общем сокращении уровня насилия в мире и уверенном (пусть и не всегда линейном) глобальном прогрессе свободы и демократии кажутся особенно неуместными, почти циничными — и наглядно опровергаются действительностью. Но потом мы решили, что это как раз будет очень хорошая демонстрация того, как академическая наука, оперирующая «большими числами», противоречит нашей интуиции и нашему политическому опыту.

Новая книга известного канадско-американского эволюционного психолога и психолингвиста (в последние годы Пинкер, кажется, уделяет больше внимания сравнительно-историческим исследованиям и исторической статистике) продолжает развивать идеи, изложенные в его бестселлере «Лучшее в нас»: уровень глобального насилия в наше время неуклонно снижается, а мир становится все более гуманным.

То, что у нас часто складывается прямо противоположное впечатление, Пинкер объясняет исторической близорукостью — психологической предвзятостью, из-за которой мы гораздо ближе к сердцу принимаем события, наиболее близкие к нам по времени. Иными словами, сотни тысяч погибших в Сирии вызывают у нас более болезненную рефлексию, чем десятки миллионов павших в Первой мировой войне.

В книге «Лучшее в нас» (вышла по-английски в 2011-м) автор добирался в своем анализе до 2008 года. Новая книга «Просвещение продолжается» захватывает уже середину 2010-х, то есть практически описывает наши дни — и есть отчетливое ощущение, что реальность, мягко говоря, несколько сложнее, чем ее показывает Пинкер. Возможно, дело тут именно в исторической близорукости, но так или иначе: мы просто-напросто не готовы анализировать близкие к нам (а тем более затрагивающие нас) трагедии с точки зрения «большой статистики».

Глядя на то, что творится хотя бы только в Белоруссии и в России, лишь непоколебимый оптимист услышит в происходящем отголоски неуклонной поступи прогресса. Мы можем с удовлетворением осознавать, что число жертв нынешней пандемии в процентах к численности населения относительно невелико, однако вряд ли полезно оценивать реальность ковидного госпиталя с точки зрения «средней температуры по больнице».

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.