Дата
Автор
Мария Перебаева
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Исламские феминистки заходят через науку: занимаются исследованиями, пишут комментарии, пытаются понять корни патриархата в Коране, ищут в нем эгалитарный смысл»


Исламский феминизм — эмансипаторное активистское движение и область gender studies, которую принимают не все феминистки и далеко не все мусульмане. Тем не менее это направление набирает обороты как в мусульманских странах, так и в светских государствах, где живут мусульмане (например, в России).

Когда феминистское и женское становятся равными? Можно ли оставаться мусульманкой, критикуя Пророка? В какой момент в исламе восторжествовал male gaze? Как и когда хиджабы стали обязательными? И зачем открывать врата иджтихада? На эти вопросы в интервью журналу «Будущее» ответила Александра Биктимирова, исламский теолог, авторка нескольких исследовательских работ по исламскому феминизму, участница проекта «Феминистские транслокальности», кураторка одноименной выставки в Казани (2020), магистрантка программы ВШЭ «Визуальная культура».

Исламский феминизм как троянский конь

Кто занимается исследованиями исламского феминизма, является ли эта тема маргинальной?

— Насколько я знаю, уже нет. Думаю, в ближайшие пять лет кафедры вузов будут вешаться от количества работ по исламскому феминизму. В России об этом пишут мало, это обычно пересказ того, что делали Амина Вадуд и Асма Барлас, например. За рубежом же ведутся очень разнообразные исследования.

Как исследовательница я больше варюсь в англоязычном пространстве. Этими вопросами, в частности, занимаются в ЮАР, в Индонезии — там настолько богатое пространство исламского феминизма, что фемгруппы (светские и мусульманские) даже соревнуются между собой. В странах вроде Саудовской Аравии тоже есть исламский феминизм, но он относится к активистской деятельности и более радикален: там даже существовала подпольная радиостанция, пока одну активистку не приговорили к смертной казни. В Иране все сложно: там были правозащитницы, которые защищали женщин во время разводов и маршей по отмене обязательного ношения хиджаба. Это, безусловно, активизм, но они не называют себя «исламскими феминистками». И это проблема: можем ли мы называть исламскими феминистками тех, кто не называет себя таковыми, но при этом борется за равноправие и защищает угнетенных?

Это вопрос еще и вписанности в фемдвижение в целом.

— Да, есть очень интересное письмо иранских феминисток феминисткам Европы и США, где они просили поддержать их в отмене закона об обязательном ношении хиджаба. Это большой шаг в плане вписанности в мировое фемдвижение.

Тогда нужен какой-то водораздел между активизмом и исламским феминизмом.

— По сути этого водораздела нет. Можно рассматривать «маргинальные фигуры» в «традиционном исламе» (в кавычках, потому что никакого традиционного ислама нет: это не христианство, там нет института церкви, это один большой спектр разных мнений и течений). И в исламе нет человека, который мог бы, как патриарх или папа римский, выйти и сказать: «Вы — еретики». Поэтому исламские феминистки вписаны в дискурс современного ислама примерно так же, как и последователи Исламского государства (террористическая организация, запрещенная в России), хотя для последних ислам — это политический инструмент.

Так что исламских феминисток можно назвать маргинальными фигурами, но официально никто не может запретить их деятельность и сказать: «Вы не с нами». Единичные случаи фетвы есть, имам может запретить исламскую феминистку, заявить, что ее высказывания и действия противоречит Корану, Сунне, и сказать: «Вы не должны ее слушать». Но это не распространяется на всю страну, регион и так далее. В этом случае исламские феминистки остаются в общем поле: они маргинальны, но их никто не вправе запретить. Но так как женщины «официально» не имеют права быть имамами, они заходят с поля науки, хотя есть и женские мечети, и женские самоорганизационные мусульманские общества.

Александра Биктимирова. Фото: из личного архива

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.