Дата
Автор
Александр Туров
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Следственный комитет погружается во тьму веков. Новосибирского историка вызывают «на беседу» из-за поста об Александре Невском


Александр Невский и товарищ Сталин убивают всех врагов до единого

Плакат 1941–1943 гг.

Директора Новосибирского открытого колледжа Сергея Чернышова вызывают к следователю по особо важным делам из-за Александра Невского, сообщает телеканал «Прецедент ТВ» и другие новосибирские СМИ. Поводом для приглашения в местное управление Следственного комитета стал пост в фейсбуке Чернышева от 11 июня, в котором историк комментировал планировавшееся переименование новосибирской площади Свердлова в площадь Александра Невского:

<…> Выбор между Свердловым и Невским — это выбор между террористом и коллаборационистом. Первый — классический бандит, на революционный волне случайно попавший в верховную власть. Второй — классический коллаборационист, который продался завоевателям [татаро-монголам. — Republic] за статус (сейчас бы сказали — власовец). И оба они (а точнее, образы, которые мы обсуждаем) — плод фантазий пропагандистов советской эпохи. Если с бандитом все понятно, то случай с Невским — вообще уникален, это, пожалуй, единственный эпизод (Ледовое побоище), который попал в учебники истории прямиком из киноэкранов. И ещё никто не доказал, что было что-то, кроме фантазии Сергея Эйзенштейна».

Сегодня Чернышов пояснил изданию «Сибирь. Реалии» (внесено Минюстом РФ в список иностранных агентов), что у следователя «есть какое-то заявление, жалоба», якобы связанная как раз с «негативным упоминанием Ледового побоища» (приглашение было передано по телефону, без повестки). Чернышов с адвокатом идет к следователю завтра, 17 августа. В комментарии журналу «Republic. Книги» он объясняет:

Политизация истории, то есть ее интерпретация ради каких-то сиюминутных потребностей, существовала всегда: мы же не дети, чтобы полагать, что в летописях, например, содержится безусловная правда. Сейчас проблема не в самой политизации, а в том, что, похоже, меняются правила игры.

Уже десять лет назад было понятно: не занимайся, дорогой друг, Великой Отечественной войной — и будет тебе счастье. Сейчас таких запретных для свободного изучения тем не просто становится больше — непонятно, по какому критерию они отбираются. Мы, историки, как мышки в лабиринте бегаем, а нас случайно током бьют, а мы не понимаем, почему бьют именно сейчас. Почему вдруг именно Александр Невский так всех возбудил и обидел? Почему Ледовое побоище? Еще несколько лет назад никому до этого дела не было.

Некоторые ответы на эти вопросы может дать один из коллег Чернышева — немецкий историк-славист Фритьоф Беньямин Шенк, профессор новейшей истории в Базельском университете и автор потрясающе интересной книги «Александр Невский в русской культурной памяти» (НЛО, 2007). В главе «Карьера Александра» ученый рассказывает о том, как рождался советский миф о Ледовом побоище, изобразивший заурядную (по мнению ряда историков) военную стычку как едва ли не в главное событие в извечном противостоянии Святой Руси и злокозненного Запада.

По мнению автора книги, ключевые этапы в «советской канонизации» князя Александра — это перевод на русский язык «Хронологических выписок» Карла Маркса (декабрь 1936) и статья историка Антона Козаченко «Замечательный исторический урок», опубликованная весной 1937-го, в 695-ю годовщину Ледового побоища. Именно Маркс придумал называть Тевтонский орден «псами-рыцарями», «сволочью» и «прохвостами» (все эти определения станут общим местом в советской исторической науке), статья же Козаченко «маркирует начало новой "карьеры" Александра Невского в ландшафте советской прессы и в русской/советской культурной памяти».

Одним из пиков этой карьеры и станет фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938), а в пропагандистской риторике Великой Отечественной войны князь займет одно из важнейших мест (орден Александра Невского для награждения командного состава Красной армии будет учрежден уже летом 1942-го).

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.