Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Исчезающий Август. Юбилей переоцененной революции


Тридцать лет спустя события августа 1991 года кажутся ускользающей реальностью. Каноническая картинка с Ельциным на танке, словно мираж в пустыне, дрожит и оплывает. Детали исчезают, и уже непонятно, был ли там танк или броневик, Ельцин или Ленин, и вообще было ли хоть что-то или только то, что мы впоследствии домыслили и дорисовали в своем воображении. Отчасти этот эффект «размытого кадра» есть следствие перемен в эмоциональном восприятии тех событий. То, что тридцать лет назад выглядело как великий исторический разлом, отсечка эпох, водораздел двух цивилизаций, сегодня кажется достаточно заурядным артефактом, прыщиком на теле русской истории: выскочил, покраснел, поболел, лопнул и исчез. Сейчас доминирующим на чувственном уровне является ощущение, что никакой смены эпох вообще не произошло, а старая эпоха продолжается в какой-то изощренной постмодернистской версии.

Но, помимо эмоциональной составляющей, феномен «исчезающего Августа» подпитывается и вполне рациональными соображениями. События той поры действительно можно оценить сегодня как гораздо менее масштабные и судьбоносные, чем это представлялось по горячим следам. Все дело в исторической дистанции, которая позволяет увидеть их под более широким углом зрения и, соответственно, оценивать не изолированно, а как звено в цепи других рядом стоящих исторических событий. И по всему теперь выходит, что это было всего лишь вспомогательное звено, прицепившееся вагончиком к другой, настоящей революции, которую мы все недооценили.

Афтершок «скромной революции»

Когда речь заходит о нескольких трагических днях августа 1991 года, первый резонный вопрос, который возникает: «А был ли мальчик?» Хотя, поскольку речь идет о революции, то правильнее было бы спросить: «А была ли девочка?». Я бы предложил ответ в духе Шварца: «Была, но не революция и не тогда». Август 1991-го обрушил карточный домик, на который стал похож СССР к началу последнего десятилетия XX века. Для большинства это стало шоком и «золотым стандартом» современной революции снизу. Кстати, если уж на то пошло, все те, кто так боится импорта «майданов» в Россию, забывают, что свой «майдан» у России уже был, так что зараза давно внутри. На мой взгляд, в действительности революция в России произошла двумя годами раньше и без особого шума.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.