Дата
Автор
Андрей Архангельский
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Выключи этот телевизор, надоело». Как 1991 год вытесняют из массового сознания


1991 год, ГКЧП и победа демократии запечатлены во многих документальных фильмах — материала достаточно. Однако событие, изменившее Россию и мир, почти не представлено в игровом жанре. Почему это важно — чтобы про 1991 год снимали именно художественные фильмы? Это придает человеческое измерение глобальному событию. Только игровой фильм помогает примерить событие «на себя» и оценить его символическую стоимость, дает возможность для сопереживания; помогает, грубо говоря, понять, почему люди массово вышли тогда на защиту демократии.

Два фильма о путче

Если быть точным, художественных фильмов, посвященных событиям 18–21 августа 1991 года, вышло в России два — за 30 прошедших лет (если не считать иностранных, например, датского Three Days In August Яна Юнга). Оба вышли в «медведевскую оттепель», и их степень свободы сегодня кажется запредельной. Первый по времени — фильм Галины Евтушенко «Новые времена или биржа недвижимости» (2008). Автор — документалистка, но сняла также и несколько художественных фильмов; фильм про 1991 год поставлен по роману Льва Рошаля. Молодой советский карьерист идет к Белому дому в решающую ночь — для того лишь, чтобы попасться на глаза шефу, директору института и по совместительству крупному перестроечному деятелю. Нельзя сказать, что автор фильма скептически относится к защитникам Белого дома, тем не менее, происходящее мы видим именно глазами циника.

Второй фильм, «Ельцин. Три дня в августе» — телевизионный, создан по заказу НТВ к 20-летию новой России, в 2011 году (главный режиссер Александр Мохов, сценарист Олег Антонов, продюсер Алексей Пивоваров). Фильм во многом уникален — хотя бы потому, что здесь Горбачев и Ельцин появляются в кадре вместе (в роли Горбачева — Владимир Юматов, в роли Ельцина — Дмитрий Назаров). Этот фильм, можно сказать, задает стандарт — но не однозначности (как, например, советские фильмы про революцию 1917 года), а сомнения. Хотя формально он посвящен Ельцину, там нет привычной идеализации одной стороны и принижения другой. Самих путчистов фильм рассматривает под несколько опереточным углом (Язов, Крючков, Бакланов, Янаев), но и им отдает должное как своего рода идеалистам (приверженцам идеи сохранения СССР). Итог противостояния никому не ясен примерно до ночи с 20 на 21 августа; все висит на волоске, это драма нервов. Фильм скрупулезно следует хронологии — и здесь хорошо показана двусмысленность действий многих, например, командующего ВДВ Грачева, который отправил роту десантников под командой генерала Лебедя к дому правительства России «для охраны» — или для блокады. Ельцин в кадре спрашивает Лебедя: «А как в армии относятся к нам?» Ответ: «Никак. Люди просто не знают обстановки». Это грубый, но честный ответ. Ну и, конечно, важнейшая сцена — когда группа «Альфа» отказывается идти на штурм Белого дома без письменного приказа путчистов.

Кадр из фильма «Ельцин. Три дня в августе». Фото: Монолит

Благодаря этому фильму понимаешь: путч провалился в том числе по стилистическим причинам. Когда Крючков, а за ним и все остальные повторяют фразу, ставшую своего рода идеологемой путча: «Товарищи, все мы видим, что происходит в стране», — она кажется самодостаточной только членам Политбюро. Но как только эта фраза спускается в массы, в общество — она перестает работать. У обычного человека тех лет возникает инстинктивный ответ: много чего происходит, но это не поддается линейной оценке. «Все сложно» — скорее так можно было бы обозначить происходящее; но «сложное» не равно «плохому». Есть и «хорошее» — например, освобождение общественной сферы от догм, от самоцензуры, — и оно в итоге перевесило. Этого, конечно, гэкачеписты не учли.

И еще одно открытие. Любая степень критичности и двусмысленности в отношении 1991 года вовсе не отменяет фундаментальности самого события. Мало того: сложность происходящего является наилучшим сценарием — потому что содержит «воздух» для зрителя, свободу интерпретации. Вообще, демократическая революция 1991 года — и это стоит сегодня признать — на уровне культуры является до сих пор своего рода «открытой дверью». Такова, видимо, особенность 1991 года: мы каждое десятилетие вынуждены вглядываться в его отражение — и спрашивать себя: кто в итоге победил?.. Зато с художественной точки зрения это как раз очень выигрышный сюжет. Но — нет. После «Трех дней…» за 10 лет ни одного фильма о 1991-м не появилось.

Два путча по цене одного

Правда, с тех пор появился ряд исторических сериалов, посвященных 1980-м-1990-м годам — где, казалось бы, без упоминания путча обойтись никак нельзя. В большинстве таких фильмов, однако, главные события 1991 года присутствуют либо пунктирно, либо чаще вовсе не различимы в море других событий. Стоит начать с криминальной саги «Бригада» (2002), действие которой происходит с конца 1980-х до начала 2000-х. Казалось бы, перестройка и путч имели важнейшее влияние на жизнь даже мрачных антигероев этого сериала. Но в сериале путч 1991-го словно бы сливается с путчем 1993-го в некое неразличимое «одно». Буквально под конец 6 серии, под титры, Саша Белый (Сергей Безруков) видит по телевизору «Лебединое озеро» (путч 1991 года) и бросает фразу «Выключи этот телевизор, надоело»; а 7 серия начинается с того, что герои уже наблюдают по телевизору обстрел парламента в 1993 году. То есть самые масштабные перемены авторы сериала помещают буквально «между» сериями.

Кадр из сериала «Бригада». Фото: russia.tv

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.