Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Человек дня: Андрей Файт


29 августа 1903 года родился актер Андрей Файт, «главный злодей советского кино»

Личное дело

Андрей Андреевич Файт (1903-1976) родился в Нижнем Новгороде в семье врача. Его отец, Андрей Юльевич Фейт, стоял у истоков организации «Группа народовольцев», был членом Центрального комитета партии эсеров, подвергался преследованиям царских властей. Его часто арестовывали, неоднократно ссылали в Сибирь. Мать Анна Николаевна тоже совмещала медицину с политикой, активно помогая мужу, и также преследовалась властями. В Нижнем Новгороде, где и родился Андрей, ставший вторым сыном в семье, она ожидала мужа из читинской ссылки.

Через два года после рождения Андрея его отцу во время очередной ссылки в Нарымский край удалось при помощи своих пациентов бежать во Францию. Вскоре за ним последовала и жена с сыновьями. Несколько лет они прожили в русской колонии под Парижем, где Андрей пошел в лицей.

После начала Первой мировой войны отец отправился добровольцем на Верденский фронт в качестве врача французской армии. Мать Андрея вместе с детьми в конце декабря 1914 года вернулась в Москву. После Февральской революции с семьей воссоединился и Андрей Юльевич.

Заканчивал гимназию Файт уже в России. После ее окончания поступил в Институт инженеров Красного воздушного флота, но после двух лет учёбы почувствовал отвращение к точным наукам и бросил институт ради артистической карьеры.

Еше в 15 лет Файт стал одним из организаторов Камерного кружка свободного искусства, называвшегося «Ке-Ке-Си». «Была зима 1918—1919 годов. Нас было пятеро – один поэт, один художник, один актер, один композитор и еще один молодой человек, которого привлекало искусство вообще, а вернее, как я сейчас понимаю, наше общество. Впрочем, я назвал, так сказать, узкие специальности. А в действительности стихи писали все, картины рисовали все, актерами были все, музыку... Нет, музыку, к счастью, сочинял только один из нас», - вспоминал Файт.

Участники кружка осуществили постановку на школьной сцене самодеятельной стихотворной пьесы «Ковчег Великолепных Дегенератов», в которой Файту досталась роль Александра Македонского. После премьеры этого спектакля он всерьез решил стать актером

Двоюродный брат Файта, Олег Фрелих, известный актёр «немого» кино, порекомендовал ему поступить в частную студию О.И. Преображенской, что он и сделал в 1922 году. Поучившись у Преображенской, Файт отправился сдавать экзамены в недавно организованную Государственную школу кинематографии (ныне ВГИК), несмотря на то, что была уже середина учебного года.

«Я узнал, что в Москве есть Государственный институт кинематографии, единственный в мире. Я побрился, надел чистую рубашку, отправился на Неглинный проезд и поднялся в обыкновенную квартиру, где помещался этот уникальный институт.

«Это была зима 1922/23 годов. Занятия в большинстве вузов, имевших многолетние традиции и огромный опыт, вошли в нормальное русло. Но ГИК, созданный совсем недавно, находился на особом положении. Молодой человек мог явиться в середине года и выразить желание стать студентом. Глава института устраивает ему в присутствии всех студентов экзамен, остается, по-видимому, доволен, так как тут же, не отходя от стола, зачисляет его в институт. Всё», - рассказывал актер.

В техникуме занимались биомеханикой и спортом, актёрской техникой, сюжетными игровыми этюдами. Студентов обучали таким дисциплинам, как эмоциональная пластика, пляска, мимическая выразительность, фехтование, акробатика, развитие тела и гимнастика чувств.

Учащиеся курса стихийно разделились на небольшие группы: несколько актёров, оператор и режиссёр. Андрей Файт вошел в группу, которую образовал режиссёр-студент Юрий Леонтьев. Помимо него туда входили актёры Евгений Червяков и Галина Кравченко. Это трио актёров вскоре стало неразлучным и получило почти официальное прозвище «Кравчерфайт». Они вместе занимались, выступали в концертах и снимались в кино, когда представлялась такая возможность.

Несмотря на то, что, далеко не совершенные занятия в молодом ГИКе, по воспоминаниям современников, шли скорее не на пользу, а во вред начинающим актерам, сниматься в кино Файт начал, еще будучи студентом. Его первой картиной стал немой фильм «Особняк Голубиных» (1924) режиссёра Владимира Гардина. В том же году снялся в роли офицера в фильме «Банда батьки Кныша» режиссёра Александра Разумного.

В 1925 году Файту посчастливилось сняться в знаменитой картине Сергея Эйзенштейна «Броненосец "Потёмкин"». Этот немой исторический художественный фильм неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов.

Тогда картины снимались «с ходу» – не было никаких репетиций, никаких обсуждений. Более того, даже костюмерная как таковая отсутствовала - было принято, что артисты снимаются в своих костюмах, за исключением работы в исторических картинах. Актёры занимали друг у друга сапоги, галифе, френчи и шинели, переодеваясь иногда для каждого кадра.

После окончания ГИКа в 1927 году Файт снимается постоянно, иногда в нескольких картинах за год, правда, зачастую в настолько эпизодических ролях, что его имя даже не упоминается в титрах.

В 1928 году Файт женился на своей сокурснице и товарищу по «Кравчерфайту» актрисе Галине Кравченко, однако брак был недолгим – уже в 1930 году супруги разошлись, поскольку Гадина увлеклась военным лётчиком Александром Каменевым - старшим сыном известного политика Льва Каменева.

Как актер Файт сформировался в эпоху немого кинематографа, освоив весь его выразительный арсенал – гипертрофированные жестикуляцию, мимику, скульптурность поз. Несмотря на это, он, по его собственному признанию, достаточно легко вошел в эру звукового кино. Его последним немым фильмом стала снятая в 1934 году картина Михаила Ромма «Пышка» по рассказу Ги де Мопасссана, признанная одной из лучших экранизаций зарубежной литературы в немом кинематографе.

В Великой Отечественной войне Файт не участвовал. В 1941 году он был эвакуирован со студией «Союздетфильм» в Сталинабад. Снимался там в картинах «Лесные братья», «Учительница Карташова», «Железный ангел», заканчивал работу в фильме «Лермонтов». «Я испытал тяготы эвакуационной жизни, но о войне знал по сводкам, газетам, фотографиям, рассказам и хроникальным фильмам», - признавался актер.

После войны продолжал много сниматься, играя, в основном, роли отрицательных персонажей.

Андрей Файт скончался 16 января 1976 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Андрей Файт kino-teatr.ru

Чем знаменит

Один из самых известных острохарактерных артистов советского кино. Андрей Файт сыграл за свою жизнь около шестидесяти ролей («Броненосец «Потёмкин», «Пышка», «Джульбарс», «По щучьему велению», «Минин и Пожарский», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и др.). Снимался у Эйзенштейна, Кулешова, Протазанова, Пудовкина, Герасимова, Ромма.

При этом на протяжении всей своей творческой карьеры в кино Файт играл в основном отрицательные роли. Запомнился как «главный злодей советского кино», непревзойдённый исполнитель ролей разнообразных негодяев: от иностранных шпионов и вражеских офицеров до злых колдунов.

Причиной того, что режиссеры приглашали Файта, в основном, на роди злодеев, стала его своеобразная внешность и «ярко выраженная фактура отрицательного героя» - орлиный нос, высокий лоб, аристократическая внешность.

Файтом были созданы и немногие положительные образы, например, в фильмах «Весёлая канарейка» (1929), «Выстрел в тумане» (1963) или «Гончарный круг», но сам актер говорил, смеясь: «Это ещё слишком мало, чтобы искупить всё плохое, содеянное мною на экране».

Массовому зрителю более всего запомнились роли Файта в двух киносказках – министра Нушрокв из «Королевства кривых зеркал» (1963) и Магрибинца из «Волшебной лампы Алладина» (1966).

О чем надо знать

Во время съемок сказки «Волшебная лампа Алладина» Андрей Файт и постановщик картины Борис Рыцарев по-разному видели роль Магрибинца и, по словам актера, до конца съёмок так окончательно и не договорились.

«Его увлекала идея показать Магрибинца в ироническом плане. Таким, знаете ли, волшебником-неудачником, забывающим текст своих заклинаний, мелким завистником.

Мне же хотелось показать грозную силу зла, поднимая тем самым подвиг героя. Ведь Магрибинец стремился овладеть волшебной лампой из-за возможности стать повелителем мира (ни больше, ни меньше!).

И вот ряд сцен в фильме снят "по-Рыцаревски", а ряд - по-моему. Казалось бы, при таких условиях неминуемо должен возникнуть разнобой, приводящий к крушению роли. Этого не произошло. Наоборот - образ вырос, стал многограннее. Драматические места усилились комедийными. Мне нравится эта роль, сделанная нами вдвоём», - рассказывал Андрей Файт.

Интересно, что Файта еще в 1938 году приглашали сыграть Магрибинца в экранизации этой сказки. Режиссёр Андриевский уже приступал к съёмкам «Волшебной лампы Алладина», но вскоре фильм был снят с производства. И спустя почти три десятилетия актеру вновь предложили ту же роль.

«Это уникальный случай - через двадцать восемь лет тому же актёру предлагают играть ту же роль в том же фильме на той же студии. В театре это невозможно. В кино, где возраст сказывается гораздо быстрее, это почти невероятно.

Но дело, конечно, не в том, что за эти двадцать восемь лет я не изменился (увы! я изменился), а в том, что Магрибинец - существо без возраста. Ясно только, что он не юноша, а сорок ему лет, пятьдесят или семьдесят - никакого значения не имеет», - отмечал Файт.

Прямая речь

Об учебе в кинематографическом техникуме: «Чему же нас обучали? Василий Сергеевич Ильин вооружился системами Ф. Дельсарта, С. М. Волконского и своей собственной. Первые двое были теоретиками сценического жеста. Волконский вообще выводил законы – например, рука, протянутая ладонью кверху, означала жест просящего, вопрошающего, убожества, воспринимающего и молящегося. Рука, протянутая ладонью книзу – это жест дающего, отвечающего, чванства, этикетности (?) и т.д. Принять такого рода законы, по-моему, просто невозможно! Как будто нельзя давать что-либо, протянув руку ладонью кверху, или выражать свои чувства, вообще никуда не протягивая рук. Ильин же пошел еще дальше – нам давалось девять положений тела, якобы соответствующих девяти состояниям души (почему девять?!): нормальное, ужас, презрение, рассматривание, недоверие и другие. Названия им были даны сугубо научные: эксцентро-концентрическое, концентро-нормальное, эксцентро-эксцентрическое и т.д. и т.п. Выходило, что актер, спокойно смотрящий на своего партнера, без всякого жеста не может выражать к нему большего презрения, чем актер, принимающий противоестественное "эксцентро-концентрическое" положение».

О своем амплуа злодея: «Меня всегда спрашивали, почему я играю отрицательные роли. Трудно ли это? Ну конечно, приятно играть героя. Ловить обращенные на тебя восхищенные взгляды, особенно в молодости. Мне это не знакомо. На экране я организовывал заговоры, руководил шпионажем и диверсиями. А в самый решительный момент, когда, казалось, я вот-вот достигну своей цели, мои планы неизменно проваливались, и я нес заслуженное наказание. И в зале раздаются аплодисменты, адресованные опять же не мне, а герою.

Когда актеру предлагают роль положительного персонажа, его современника, он имеет полную возможность познакомится с прообразом своего героя. Он может поехать на завод или в воинскую часть, в колхоз или НИИ. Актер может все узнать о его работе и даже подметить его вкусы, привычки. Но вот вам поручают роль, скажем диверсанта. Познакомиться с ним «на работе» вы не можете. А когда он разоблачен, он уже не работает, а просто сидит в соответствующем месте. Приходится прибегать к документам, соответствующей литературе и собственной фантазии. Это трудно, но интересно».

9 фактов об Андрее Файте:

  • Писатель происходил из немецкого купеческого рода, переселившегося в Россию. В одном из архивов актер случайно обнаружил запись, датированную 1812 годом: «Прибыли братья Герман и Мориц Фейты...» . Предположительно, они бежали из Германии от Наполеона. В России братья организовали купеческую компанию и осели навсегда.
  • В российских документах фамилия актера писалась Фейт согласно традиционной российской транскрипции немецких имён и названий. Но когда Андрей увлёкся искусством, он изменил гласную букву в своей фамилии на «а», что соответствует правильной транскрипции немецких дифтонгов -ei- и -ey-. При этом по паспорту он всю жизнь так и оставался Фейтом.
  • Студенческое актерское трио «Кравчерфайт» стало зачинателем первого в истории ВГИКа «капустника». Фейт с приятелями пели, танцевали, декламировали, разыгрывали мимические сценки. Неожиданно для создателей представление понравилось, и тогда они стали показывать его публике.
  • Андрей Файт закончил институт кинематографии в 1927 году. Это был первый выпуск профессиональных актеров советского кино. Порядковый номер диплома Файта – 37.
  • Еще учась в школе, Файт издал свой сборник стихов «Каскады страсти» из 10 стихотворений. Сборник был напечатан на машинке в количестве тридцати экземпляров и распродан на школьном вечере. Эпиграф был коротким, но многообещающим: «В руки твои – каскады души моей». «Очень надеюсь, что к настоящему времени ни одного экземпляра не сохранилось. Никаких неприличностей этот сборник, конечно, не содержал, но он с совершенной очевидностью свидетельствовал о бездарности автора. В поэтическом отношении», - писал Файт.
  • Андрей Файт в 11 лет встретился с будущим режиссером Михаилом Роммом. В 1914 году, его мама решила познакомить только переехавшего в Москву из Франции сына с воспитанным мальчиком «из интеллигентного дома». Тогда общего языка они не нашли. Знакомство возобновилось только в 1934 году во время встрече на Мосфильме по поводу съемок Файта в фильме Ромма «Пышка». Узнав друг друга, оба немного посмеялись над первым неудачным знакомством.
  • До преклонных лет актер находился в прекрасной физической форме и многие трюковые сцены в фильмах исполнял сам. В частности, в возрасте шестидесяти лет скакал верхом на лошади на съемках фильма «Королевство кривых зеркал».
  • Второй женой Файта была Мария Николаевна Брилинг, дочь одного из ведущих российских учёных в области автомобилестроения. Их сын Юлий Файт стал кинорежиссёром. Самый известный его фильм – «Пограничный пёс Алый».
  • В конце 1973 года Андрей Файт закончил свою книгу воспоминаний «О том, что было». Издана она так и не была, но отрывки из нее в своей книге «Эти разные, разные лица (30 историй жизни известных и неизвестных актеров)» приводит Сергей Капков, которому в 1998 году Юлий Файт передал рукопись отца.

Материалы об Андрее Файте:

Сергей Капков. «Эти разные, разные лица (30 историй жизни известных и неизвестных актеров)». Андрей Файт Главный злодей советского кино

Забытые имена. Андрей Файт

Файт Андрей Андреевич на сайте kino-teatr.ru

Статья об Андрее Файте в Википедии