Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Санкции или сдерживание? Реплика Глеба Павловского к интервью Алексея Навального


В интервью для The New York Times Алексей Навальный затронул широкий спектр актуальных тем, как должно политическому лидеру. Обсуждать его есть смысл только в этом контексте. Я же хочу затронуть только одну тему санкций, которую, на мой взгляд, в России понимают превратно по чисто внутренним причинам.

Алексей Навальный испытал не просто все виды политического противодействия себе и своей команде, но и подвергся непростительным террористическим атакам против себя и близких. Как частное лицо он имеет право на месть. Его претензии к названным в интервью Роману Абрамовичу и Алишеру Усманову я не могу ни подтвердить, ни отвергнуть — возможно, Алексей что-то знает. Я только о ставке на политику так называемых антироссийских санкций со стороны Запада. Упование на них распространено в оппозиционных и особенно эмигрантских кругах. Еще более распространено мнение об их безальтернативности — перед лицом радикальных эксцессов российских властей, нарушающих все и всяческие правила. А поскольку в политическом обиходе, к великой радости Кремля, укоренилась идея «новой холодной войны», санкции стали казаться чем-то естественным, ведь и тогда «что-то такое было».

Санкции — не сдерживание

История разных видов послевоенной политики enforcement’а страшно увлекательна и многое объясняет в истории XX и XXI веков. К разработке стратегии санкций против нарушителей Устава ООН имел прямое отношение и сталинский Советский Союз. Здесь политика сдерживания была найдена западной стратегией позднее, вне связи с идеей санкций.

Отождествление режима санкций с политикой сдерживания холодной войны недопустимо и ложно. Санкции — это политика «око за око», в применении кажущаяся безопасной. Сдерживание (containment) и устрашение (deterrence) не были политикой «око за око». Противостоящие силы не усыпляли себя желанием отомстить. Они исходили из задачи не уничтожить себя заодно с противником.

Классическая холодная война знала санкции, применявшиеся одной сверхдержавой против другой. Но то были санкции, прямо нацеленные на ослабление главного стратегического противника. Они не «наказывали». Они прямо препятствовали трансферу западных технологий и капиталов в СССР, который, не стоит забывать, мог уничтожить Запад и иногда подумывал, не стоит ли это сделать.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.