Дата
Автор
Нино Джгаркава
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Владимир Евтушенков вернул рыночную капитализацию «Системы» благодаря IPO и пандемии — FT

Несколько лет назад Владимир Евтушенков находился под домашним арестом, а его АФК «Системе» грозило банкротство. Но 72-летнему бизнесмену удалось не только оправиться от судебных разбирательств с «Роснефтью», но и возглавить настоящий бум на фондовом рынке, пишет Financial Times. Стоимость «Системы» впервые вернулась к уровню 2013 года, когда у компании еще не забрали нефтяные активы.

Проведение IPO портфельных компаний холдинга — излюбленная стратегия Евтушенкова. Именно она помогла бизнесмену после того, как в 2014 году контрольный пакет акций «Башнефти», принадлежащий «Системе», был возвращен государству, а затем продан «Роснефти», пишет FT.

В конце 2017 года компании заключили мировое соглашение, по условиям которого «Система» Евтушенкова должна была выплатить «Роснефти» 100 млрд рублей. С тех пор капитализация холдинга никак не могла вернуться к уровню 2013 года, когда «Система» готовилась к проведению IPO «Башнефти» и заключала одну за другой удачные сделки.

Спустя семь лет Евтушенкову это удалось. Его собственное состояние за 2020 год удвоилось и достигло $3 млрд. Этому во многом способствовало прошлогоднее сверхуспешное размещение Ozon на Московской бирже и NASDAQ.

После выхода на биржу Ozon, совладельцем которого является «Система», удвоил свою стоимость. В апреле Segezha Group, подконтрольная АФК «Система», в ходе IPO на Мосбирже привлекла 30 млрд рублей. По итогам последнего квартала выручка компании выросла на 45% по сравнению с предыдущим годом.

«Раньше мы жили по… идеалам самодостаточности и на собственные средства. И мы не были инвестиционной компанией, — сказал Евтушенков в интервью Financial Times. — Сейчас люди понимают, что мы не потеряем свои деньги и не потеряем чужие».

Евтушенков признает, что многие из инвестиций компании в технологии еще не скоро принесут заметную прибыль, но эти вложения сбалансированы инвестициями в традиционные сектора.

«Мы не волнуемся. Если что-то пойдет не так с Ozon, другой бизнес нас вытянет. Наша сила в том, что мы диверсифицированы», — отмечает Евтушенков.

Сегодня АФК «Система» участвует в соинвестировании с государственными банками и привлекает дальнейшее финансирование для своего венчурного подразделения. Одновременно с этим конгломерат рассматривает возможность будущих IPO, что отчасти стало возможным благодаря недавнему всплеску активности российских розничных инвесторов.

«Рынок очень нестабилен, ставки по банковским депозитам близки к нулю, инфляция довольно серьезная, — рассказывает Евтушенков. — Поэтому люди инвестируют в акции. Если они угадают правильно, это даст гораздо больший доход, чем хранение денег в банке. Это как наркотик. Ты подсаживаешься и не можешь остановиться».

FT пишет, что Евтушенков заработал хорошую репутацию среди инвесторов во многом благодаря приверженности фондовым рынкам и корпоративному управлению, которые являются редкостью в стране, где советы директоров зачастую носят церемониальный характер, а акционеры выписывают себе огромные дивиденды.

В 2017 году конфликт АФК «Система» с «Роснефтью» привел к отмене SPO «Детского мира», принадлежавшего конгломерату. В следующие годы АФК сокращала долю и в итоге избавилась от нее совсем. Осенью 2020 года «Детский мир» стал первой в России компанией со 100% акций в свободном обращении.

На руку «Системе» сыграла и пандемия коронавируса. В августе стало известно, что на мощностях завода компании «Биннофарм» будет выпускаться разработанная в Центре имени Н.Ф. Гамалеи вакцина «Спутник V». На этих новостях акции холдинга Евтушенкова выросли в течение дня на 9,55%, а затем снова выросли в цене в ноябре, когда Центр Гамалеи объявил, что вакцина показала эффективность на уровне 92%.

Владимир Евтушенков отмечает, что сегодняшний долг «Системы» в размере 210 млрд рублей мешает ей реинвестировать в свой бизнес.

Вопрос реинвестирования стал особенно актуальным во время пандемии, когда Владимир Путин раскритиковал бизнес за вывод денег в виде дивидендов. Спустя несколько недель Михаил Мишустин заявил, что цены на продукты в России растут из-за «жадности» предпринимателей, пригрозив, что правительство может «обуздать аппетит» таких представителей бизнеса.

«Мы всегда безоговорочно выполняли то, что говорил президент, — сказал Евтушенков, комментируя слова Путина. — Мы практически не платили дивидендов, потому что бизнесу всегда нужны были деньги».

Подобные заявления со стороны руководства страны вызвали беспокойство среди бизнес-сообщества. Почти 80% российских бизнесменов считают, что не защищены от необоснованного уголовного преследования — такие выводы содержатся в майском докладе уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте Бориса Титова, который он готовит для Владимира Путина.

Еще одним негативным признаком для бизнес-сообщества стал приговор Майклу Калви, чей фонд прямых инвестиций Baring Vostok является совладельцем Ozon наряду с АФК «Система».

Евтушенков считает юридические проблемы частью ведения бизнеса в России.

«Государство имеет право принимать любые решения, которые могут нравиться или не нравиться бизнесу… Для кого-то могут быть неприятные последствия — для нас они были. Но такова жизнь, — сказал он. — Бизнес должен работать на благо государства. Как только он теряет это из виду, всегда происходит что-то неприятное».