Дата
Автор
Евгений Карасюк
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Шепотом объясняют, что это некая мобилизация» . Хроники госкапитализма


Главное событие минувшей недели — выборы в Госдуму восьмого созыва, впервые проходившие три дня. Выбирали также губернаторов в девяти регионах, а еще депутатов для примерно четырех десятков заксобраний. Уже утром в пятницу, 17 сентября, наблюдалась необычайно высокая активность избирателей. Интернет заполонили сообщения с мест о толпах граждан, открепленных со своих участков, чтобы как можно раньше, по пути на работу, осуществить волеизъявление в наиболее удобном для этого месте — хотя фактически вынужденных стоять в змеевидных очередях к избирательным урнам. Как предположил томский кандидат в Госдуму Василий Шипилов, такая организация процесса «неизбежно приведет к всплеску заболеваний коронавирусной инфекцией».

«На протяжении последних двух недель, — говорится в официальном обращении Шипилова к ЦИК (его цитирует издание «Тайга.Инфо»), — мне поступали жалобы от работников бюджетной сферы разных уровней: сотрудников МЧС, ФНС и так далее. Людей под угрозой санкций — вплоть до увольнения — заставляли открепляться от своих участков по месту жительства и прикрепляться к участку по принципу «поближе к работе». Сегодня утром (17.09.2021) это привело к очередям на УИКах. Региональные власти молчат — шепотом объясняют, что это некая «мобилизация» и команду спустили с Москвы».

Разумеется, происходившее в Томске — лишь частность, фрагмент федерального полотна. На принудительное открепление со своих избирательных участков жаловались сотрудники ФНС по Оренбургской области, Центра гигиены и эпидемиологии Самарской области, УФСИН по Кемеровской области, работники РГУ им. Косыгина в Москве и множества других государственных организаций из самых разных регионов.

Нельзя сказать, чтобы это практически строевое голосование обеспечивалось исключительно силами бюджетников. Частные компании, как, например, екатеринбургская торговая фирма «Сима-ленд» (ее создатель Андрей Симановский, еще четыре года назад вступивший в «Единую Россию», известен, в частности, организацией корпоративного хэппенинга в северокорейской стилистике в поддержку президента Путина), также взяли на себя повышенные обязательства по оптимизации электоральной логистики. И все же, как ни крути, главная опора власти — персонал бюджетных учреждений и организаций с госучастием.

В России численность бюджетников существенно превышает средние показатели по развивающимся (6–7 на 100 человек населения) и даже по развитым (8 на 100) странам, отмечалось в исследовании Экономической экспертной группы «Механизмы российского рынка труда». Статистика не охватывает работников госпредприятий за пределами образования, здравоохранения и госуправления — «в ином случае этот показатель, вероятнее всего, был бы еще выше по сравнению с развитыми странами». По оценкам директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимира Гемпельсона, государство выступает работодателем почти каждого третьего взрослого человека в стране.

Эта особенность рынка труда, крайне скверная с точки зрения экономического развития, позволяет режиму обеспечивать себе поддержку путем несложных административных манипуляций. Можно пойти и чуть дальше, предположив корреляцию между структурой занятости в стране с характерным для нее переизбытком чиновников и силовиков и легкостью, с которой власть преодолевает избирательные циклы (к слову, не такие уж частые: срок полномочий президента в 2008 году, напомним, предусмотрительно был увеличен в РФ с четырех до шести лет, а Госдумы — с четырех до пяти).

В прошлом году первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко оценила число чиновников в стране — в широком их толковании — в 2,4 млн (163 человек на 10 тысяч населения, или 3,3% от занятых). Штаты силовых ведомств, согласно исследованию «Проекта» (закрытого после объявления его в РФ иноагентом) при сложении дают еще 2,6 млн человек. И вот мы уже имеем около 5 млн избирателей с моделируемым или, если угодно, прогнозируемым электоральным поведением (не путать с предпочтениями) — из 110,3 млн, существующих в теории, то есть в базе ЦИКа, или из примерно 55 млн, голосующих на практике, исходя из официальной явки предыдущих выборов на уровне 50%. А как заранее, еще в понедельник, заверила глава ЦИК Элла Памфилова, явка на сей раз «будет не ниже, чем в 2016 году».

Председатель ЦИК Элла Памфилова и спикер Госдумы VII созыва Вячеслав Володин / kremlin.ru

При этом ясно, что бюджетная сфера значительно шире. В частности, по доле врачей — 36 на 10 тысяч населения — страна опережает большинство государств мира, включая европейские. Число медработников, которое ВОЗ в 2010-м оценивала в 1,8 млн специалистов, менее чем за 10 лет возросло до 3 млн (и все равно 87% российских врачей отмечают дефицит медицинских кадров в своих учреждениях, показал недавний опрос закрытого профессионального сообщества «Врачи РФ»; не очевиден и значительный прогресс в улучшении здоровья нации — в 2016 году британский медицинский журнал The Lancet отвел РФ 119-е место из 188, а в 2019-м Bloomberg в своем Bloomberg Global Health Index — 95-е из 169).

Пускай до трети всех бюджетных денег на здравоохранение, как считают аналитики BCG, расходуется впустую. Средний российский медик — в описании BCG, человек зависимый от государства, утомленный переработками из-за низкой зарплаты, чувствующий себя изолированным от мирового медицинского сообщества — свою электоральную функцию должен худо-бедно выполнять. Особенно, если перед выборами пообещать ему «максимально глубоко погрузиться в проблемы», а еще не забывать об индексациях и доплатах. Благоприятно сказывается и тенденция к участию в партийной деятельности коллег по цеху. В списках «Единой России» на прошедших выборах, подсчитали «Ведомости», оказалось 37 врачей, включая депутатов и чиновников с опытом работы в медицине.

Руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников, признавая, что власти для поддержания статус-кво «необходима — пусть и бумажная, пусть и фиктивная — поддержка большинства», в прошлом году взялся перечислить его, «путинского большинства», слагаемые. На первый план вышли подлинные труженики — в трактовке президента:

«Врачи, учителя, деятели культуры, рабочие, фермеры (бывшие колхозники), инженеры (бывшая советская научно-техническая интеллигенция), директора производств (бывшие «красные директора»). Остальные — не вполне труженики и не совсем представители «абсолютного большинства». Из одного интервью Путина известно, что малые и средние бизнесмены — это «жулики». Поэтому в список тружеников они не попали, равно как и представители современных рыночных конкурентных секторов».

Логика долголетия постсоветской автократии подсказывает, что массовки — вовлечение в процесс опекаемых государством «тружеников», выстраиваемых в очереди к избирательным участкам — должно быть больше. Ну, или по крайней мере не меньше — какими бы диспропорциями на рынке труда и общей деградацией занятости это бы ни сопровождалось. Конечно, несправедливо подозревать власть в глубоком анализе экономических издержек проводимой ею политики. В этом нет большого смысла, пока система работает. А она работает: по итогам обработки 50% бюллетеней на утро понедельника, с большим отрывом лидирует «Единая Россия», получившая более 46% голосов избирателей. Все действующие руководители регионов (не исключая хабаровского врио Михаила Дегтярева), очевидным образом устраивающие Кремль, также одержали убедительную, прямо-таки разгромную победу над соперниками. «Выборы состоялись, это уже факт», — подытожила в воскресном эфире «России-1» спикер Совфеда Валентина Матвиенко. В свежих «Хрониках госкапитализма»:

kremlin.ru

Госстимулы. «Всем будет плохо — государству, акционерам инвесторам»

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.