Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Опыт унижения: выборы как психологический эксперимент


Я начну, пожалуй, с малозначительного рассказа о личных впечатлениях от прошедшего в России голосования. Нет, я не видел никаких страшных нарушений, каруселей и вбросов. Я вообще не видел ничего особенного. Я просто шел с вокзала в маленьком подмосковном городке — потому что отправился голосовать по месту прописки, примерно представляя себе, каких успехов достигла в стране цифровизация, и понимая, соответственно, что участвовать в Дистанционном электронном голосовании нельзя ни в коем случае.

Городок вообще-то так себе, но осень ему идет. Впереди школа — не моя, я учился в другой, но и в этой бывал, захаживал к друзьям. Участок в спортзале, на участке — тишь и благодать. Скучающий полицейский разгадывает кроссворд. Немолодые члены избирательной комиссии дремлют за своими столами. Избирателей нет.

Из-за маски запотели очки, я плохо вижу надписи на табличках, спрашиваю, за которым столом получать бюллетень человеку из дома, где я прописан. Некоторое оживление, споры.

— Не знаем, это, наверное, другой участок, — говорят.

Но это тот участок. Вздыхаю, протираю очки, нахожу нужную табличку. Нет повода для скандалов, интриг и расследований (да, кстати, запретные файлы с фамилиями кандидатов, главный символ иностранного покушения на суверенитет РФ, рекомендовали голосовать за отставного телеведущего Глеба Пьяных, если вы вдруг помните, кто это). Я в списках, бюллетени мои на месте, можно исполнять гражданский долг. Приступаю — не без омерзения.

Вспоминаю те самые списки, расставляю галочки, выхожу на улицу.

И вдруг понимаю, что это все почти невыносимо. Оскорбительно, нет, слабое слово — унизительно, пожалуй. Только что я отдал свой голос людям, которым не то, что не симпатизирую, это тоже слабовато сказано, скорее, презираю.

И это был самый оптимальный вариант из возможных. Я даже на лавочку присел — настолько скверно вдруг стало на душе.

Игра Кремля

«Как видим, разобраться, почему либералы, согласно "умному голосованию", должны были отдать голоса за коммунистов, категорически не ясно», — сообщает сайт патриотического канала «Царьград». Категорически неясно, конечно, почему в редакцию «Царьграда» до сих пор не введены батальоны ветеранов Донбасса, чтобы защитить русский язык от сотрудников патриотического телеканала. А вот с идеей «умного голосования» все как раз ясно.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.