Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Десять лет рокировке. Все было хорошо, пока у Путина не сдали нервы


Александр Петриков специально для «Кашина»

«Когда мятеж кончается удачей, тогда он называется иначе», — справедливость этой формулы лучше всего иллюстрирует наша собственная новейшая история, в которой оба удавшихся государственных переворота до сих пор не отрефлексированы в этом качестве (зато все помнят провалившиеся перевороты — в августе 1991 и в октябре 1993 года). Свержение президента СССР Михаила Горбачева в результате заговора в декабре 1991 года и узурпация власти президентом России Борисом Ельциным в сентябре 1993-го переворотами, да и вообще узловыми точками истории у нас не считаются — в одном случае принято говорить просто о «распаде СССР», во втором — о большом кризисе власти, в котором, как говорится, все были хороши. И тем более никто не считает переворотом события 24 сентября 2011 года, когда Дмитрий Медведев пришел на Малую спортивную арену Лужников президентом России, а ушел с нее никем, утащив за собой в небытие и те четыре (на самом деле три с половиной) года, когда он был главой государства. Спустя десять лет эпоху Путина мы уверенно отсчитываем от 2000 года, в прошлом году государственные медиа невозмутимо отмечали двадцатилетие его президентства, воспринимаемого теперь как непрерывное, а четыре путинских года вне Кремля — это такой интересный только ценителям эпизод тактической хитрости Путина, что-то вроде истории с Иваном Грозным и Симеоном Бекбулатовичем, которую часто вспоминают в этом контексте.

Стоит, однако, помнить, что любой консенсус — это «здесь и сейчас», и если говорить об историческом факте, то он тут только один — это мы, современники, крайне ограниченные в информации и подвергнутые всевозможным манипуляциям, считаем, что все было именно так, а все окончательные выводы относительно путинской эпохи ждут нас далеко впереди, и патологическая закрытость системы подразумевает самые неожиданные открытия — может быть, однажды мы узнаем, что и Путин много лет только изображал первое лицо, а на самом деле все решения принимал, например, митрополит Тихон. И даже если без крайностей — нет, даже сейчас ни у кого нет оснований считать, что медведевская четырехлетка была именно тем, что о ней принято думать в наше время.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.