Дата
Автор
Андрей Архангельский
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Иван Денисович меняет профессию. Особенности антитоталитарного кино в современной России


23 сентября в прокат вышел фильм «Иван Денисович» Глеба Панфилова — премьера почти совпадает с важным юбилеем, точнее предъюбилеем самой знаменитой повести Александра Солженицына. Осенью 1961-го — 60 лет назад — рукопись «Одного дня Ивана Денисовича» впервые попала в Москву, в «Новый мир» к Твардовскому, который, чувствуя ее непроходимость для цензуры, позже передал рукопись лично Хрущеву. Дальнейшее известно: публикация повести, триумф, затем, в 1970-е — опала в СССР и одновременно триумф мировой. Роман Гуль, эмигрантский писатель и мемуарист, отмечал, что повесть, по сути, «отменяла» всю прежнюю советскую литературу — но она же и давала надежду на возникновение новой русской литературы, неподцензурной. И правда: публикация повести не просто повлияла, а буквально изменила жизнь в СССР. Все, и даже сам Солженицын, признавали ее политическое значение — оно неотделимо от художественного: такая уж вещь, такая уж у нас история ХХ века. Выход фильма по повести на 21 году ХХI века также имеет общественное и политическое значение: он дает представление о трансформации антисталинского и антитоталитарного дискурса в постсоветские годы.

«Иван Денисович Шухов — кто он такой? Как воевал? Как попал в плен? Как бежал из плена? Почему он за день ни разу не вспомнил о жене и любимых дочках?.. Ничего об этом в оригинальном рассказе [у Солженицына]. Ни строчки! А нужно! <…> Перечитывая рассказ, я вновь оказался под обаянием солженицынской прозы, но в то же время расстроился, потому что понял: сценарий надо писать с нуля. Снять рассказ — нехитрое дело, но это не будет смотреться, потому что не хватает драматургии, вялый сюжет. В этом и есть насмешка: такое произведение просто так снять нельзя», — говорил режиссер фильма Глеб Панфилов в интервью еще три года назад. То, что режиссер собирается расширить и дополнить биографию Ивана Денисовича, — главным образом за счет войны, — было известно задолго до выхода фильма. В фильме Шухов (в главной роли — Филипп Янковский) по социальному происхождению не крестьянин, а «механик и шофер МТС, рабочая косточка», как говорит сам Панфилов. В прошлом сержант-артиллерист, он даже поучаствовал в знаменитом параде 7 ноября 1941 года, у него медаль «За отвагу» за несколько подбитых танков. В ГУЛАГе он строит «будущий завод — гигант космической промышленности».

Кадр из фильма «Иван Денисович». Фото: Central Partnership / YouTube

У всякого, кто читал повесть, возникает естественная реакция: эта «типовая героика» киношного Ивана Денисовича есть какой-то вынужденный компромисс в угоду духу нынешнего времени; и дополнения к биографии нужны для того, чтобы сгладить эффект от ужаса лагерного существования героя и чтобы в итоге фильм не производил «несогласия в обществе» (как выражается глава общественного совета при Минкульте Михаил Лермонтов). Возникает также мысль, что подлинная цель «реконструкции Солженицына» — не столько эстетическая, сколько идеологическая; поскольку точно такой же «оснастке войной», выражаясь по-солженицынски, подвергались при экранизации и другие известные антисталинские произведения. Тот же прием применяется, например, в единственном на сегодня экранизированном произведении Варлама Шаламова «Последний бой майора Пугачева» (2005). Военную биографию своего героя Шаламов описывает в трех строчках; в сериале она раздута до целой серии; мы видим, как майор не поддается на уговоры генерала Власова, бежит из плена и так далее. Точно так же и судьбы попавших под каток большого террора героев сериала «Дети Арбата» (2004) по романам Анатолия Рыбакова венчает в итоге война — она становится как бы высшим судией, так сказать, высшим мерилом сделанного в жизни.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.