40 гигабайт пыток
- Правозащитный проект Gulagu.net начал выкладывать в интернет видеосвидетельства жестоких пыток заключенных российских тюрем.
- 7 октября исполнилось 15 лет со дня убийства журналистки "Новой газеты" Анны Политковской. Заказчики так и не найдены.
- Как набирают срочников в армию, и чем ФСБ пригрозила правозащитникам, которые помогают военнослужащим.
- Суд отправил в тюрьму врачей, которых год назад оправдали по делу об убийстве недоношенного младенца.
Большая часть шокирующего видео снята на служебные видеорегистраторы
Неделя началась с публикации доклада по следам так называемого "досье Пандоры" – документов, подтверждающих причастность тысяч бизнесменов, чиновников и знаменитостей со всего мира к офшорным схемам. Россиян в списке владельцев офшоров оказалось больше всего.
Но, пожалуй, настоящий ящик Пандоры открыли правозащитники проекта Gulagu.net. В их распоряжении оказались гигабайты видео с пытками российских заключенных в самых разных учреждениях. Большая часть этого шокирующего видео снята на служебные видеорегистраторы.
Текст скопирван
width px height px
The URL has been copied to your clipboard
No media source currently available
0:00 0:02:03 Скачать медиафайлПравозащитники годами пытаются привлечь внимание общественности и властей к проблеме пыток в местах заключения. Очень редко некоторые дела доходят до суда, но сухие выдержки из уголовных дел, редкие свидетельства и даже фотографии несравнимы с эффектом от демонстрации такого страшного видео.
Видеоверсия программы
Российские власти впервые за очень долгое время действительно испугались
За последние несколько дней по фактам пыток в Саратове Следственный комитет возбудил по меньшей мере семь уголовных дел. Руководитель местного УФСИН подал в отставку. Одновременно стало известно об увольнении начальника и еще троих сотрудников саратовской тюремной больницы, где и было снято первое из появившихся в сети видео с пытками.
Вот комментарий руководителя проекта Gulagu.net Владимира Осечкина.
Владимир Осечкин: Очевидно, что российские власти впервые за очень долгое время действительно испугались: в первую очередь Владимир Путин. Пожалуйста, 40 гигабайт секретного видеоархива, который собирали ФСИН и ФСБ, используя все эти страшные видео с избиениями, пытками, изнасилованиями, унижениями заключенных в своей собственной оперативной работе. Это прямо доказывает системный характер пыток не только в Саратовской ОТБ-1, но и во Владимирском СИЗО номер 1, Иркутских СИЗО номер 1 и номер 6, где точно так же "капо-разработчики", "активисты" по команде оперативников подвергали жесточайшим пыткам сотни заключенных.
И все это происходило под тотальным контролем ФСБ! Теперь у российских властей нет никакого шанса списать всю эту историю на нескольких "активистов". Раньше, когда нам путем неимоверных усилий удавалось предъявить обществу какой-то один ролик, снятый этими садистами в ходе пыток, власти каждый раз делали глупый вид. Когда в августе 2019 года мы показали видео, снятое в "пресс-хате" самого дорогого и современного СИЗО номер 1 УФСИН по Санкт-Петербургу, в новых "Крестах", где заключенных пытали накачанные молодые парни в майках "Актив УФСИН Един", огромный административный ресурс, вплоть до СПЧ и администрации президента пытались представить это как внутрикамерный конфликт, а майки – как шутку. И все это превратилось лишь в уголовное дело в отношении трех "активистов" и "разработчиков".
Зимой 2021 года мы показали обществу двухчасовой документальный фильм, в котором более десяти человек, пострадавших от пыток, избиений и вымогательств в Саратовской ОТБ-1, рассказывали правду. Мы добились возбуждения четырех уголовных дел по фактам изнасилований, еще двух – по фактам вымогательства денег. Было огромное количество свидетелей, но ноль обвиняемых, потому что "активисты" пригрозили своим кураторам из УФСБ, что расскажут, как выполняли их приказы.
Марьяна Торочешникова: А какое отношение имеет ФСБ к ФСИН?
Все это происходило под тотальным контролем ФСБ!
Владимир Осечкин: На протяжении последних десяти лет ФСИН возглавляют кадровые чекисты по решению лично президента России. Более того, в центральный аппарат ФСИН прикомандировано определенное количество сотрудников из центрального аппарата Управления "М" ФСБ России, которое занимается контрразведывательным обеспечением деятельности ФСИН и Минюста. И ничего не может произойти в местах лишения свободы на системной основе без одобрения и контроля со стороны ФСБ.
Когда прошел масштабный скандал, связанный с пытками в отделе полиции "Дальний" в Казани, репутация силовиков в целом пошатнулась. Дальше, как нам сообщают достоверные источники, внутри ФСБ, администрации президента и силового блока прошло совещание, на котором было принято решение их отделов полиции перенести пытки в "пресс-хаты" исправительных учреждений, но организовывать их уже не силами сотрудников, а так, чтобы формально они совершались руками других заключенных.
И на протяжении десяти лет разыгрывалась очень серьезная спецоперация спецслужб: в целом ряде регионов были созданы, можно сказать, официальные пыточные, о которых знали по линии СКР, Генпрокуратуры, ФСИН. Были сформированы так называемые "бей-бригады". Когда нужно было от кого-то получить признательные показания, оговор третьих лиц, либо, наоборот, принудить какого-то человека отказаться от показаний и изменить их в ходе следствия так, как нужно Контрразведке ФСБ, или сделать какой-то отъем имущества, бизнеса, начинала работать "пресс-хата".
На протяжении последних десяти лет ФСИН возглавляют кадровые чекисты
Схема отработана. Человека несколько дней морят голодом, лишают сна, а когда он уже подавлен и обессилен, заводят в "пресс-хату", где несколько человек на него накидываются, заламывают руки и ноги, наносят удар под дых, по голове – и человек теряет сознание. Когда он очнулся, он уже связан, голый, в позе распятия. Дальше на протяжении нескольких суток этот человек отправляет все свои естественные потребности под себя, его жесточайшим образом избивают, максимально подавляют волю и склоняют к сотрудничеству.
Марьяна Торочешникова: За сколько лет собрана информация на этом диске?
Владимир Осечкин: Самое раннее видео датировано ноябрем 2012 года, а в основном это период с 2017-2018-го по 2021 год. Основной массив видеоархива собран и передан нам одним человеком, который отбывал наказание в Саратовской области.
Сергея, молодого белоруса, программиста, не имевшего никакого отношения к преступному миру, арестовали в середине 2013 года сотрудники ФСБ, несколько месяцев держали в специзоляторе в Краснодарском крае, избивали, принуждали брать вину за целый ряд преступлений. Через два года его приговорили к девяти годам лишения свободы. Затем его вдруг этапировали из Краснодара в Саратов, где сразу перевели в ОТБ номер 1 и предложили занять пост одного из старших дневальных этого пыточного учреждения. Сказали: "У тебя будет доступ к компьютерам, и ты сможешь сохранить свои навыки, вместо того чтобы работать в промзоне".
Человека жестоко избивают, максимально подавляют волю и склоняют к сотрудничеству
Сергею пришлось согласиться, и он, по сути дела, стал помощником одного из руководителей этого учреждения, обслуживал все компьютеры ОТБ-1, камеры видеонаблюдения, видеорегистраторы, выполнял заведомо незаконные приказы начальника отдела безопасности Сергея Мальцев. По его указанию он и создавал этот архив, куда поступали данные из разных регионов. В какой-то момент, когда контроль над ним ослаб, Сергей смог частично сохранять эти данные в потаенных местах этого компьютера, в системе электронного документооборота ФСИН и переносить их на электронные носители, которые после условно-досрочного освобождения в феврале 2021 года ему удалось вынести.
Освободившись, он начал частями направлять нам этот видеоархив. Но несколько недель назад, когда Сергей собирался лететь к друзьям в Новосибирск, на вылете из Санкт-Петербурга его задержали сотрудники ФСБ и УСБ ФСИН и предъявили ряд материалов о возбужденном уголовном деле в отношении Владимира Осечкина за то, что он публикует подобные видео и якобы разглашает какую-то тайну. Сергею сказали, что они достоверно знают: именно он направил Осечкину как минимум пять или шесть видеофайлов про Камчатку. Ему сказали: "Если ты не будешь с нами сотрудничать и действовать против Gulagu.net как наш агент, даже если ты уедешь в Беларусь, мы возбудим уголовное дело по шпионажу, и КГБ Беларуси быстро выдаст тебя нам ".
Сергей вынужденно подписал соглашение о сотрудничестве, уехал в Минск, оттуда связался со мной, попросил нашей помощи в эвакуации, и мы ему помогли: теперь он находится за пределами досягаемости ФСБ. Сейчас идет процедура оформления политического убежища и международной защиты.
ЗАКАЗЧИКИ НЕ НАЙДЕНЫ
7 октября исполнилось 15 лет со дня убийства обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской. Осуждены вроде как организаторы и некоторые исполнители этого преступления. Заказчик же до сих пор не найден.
Следствие совершенно не продвинулось в версиях о том, кто является заказчиком убийства Политковской
На видеосвязи с нами адвокат Анна Ставицкая, представляющая интересы потерпевших – детей Анны Политковской.
Анна Ставицкая: К сожалению, следствие совершенно не продвинулось в версиях о том, кто является заказчиком, не установлено даже намеков на этих лиц. Единственная версия, озвученная несколько лет назад, – это что убийство Анны Политковской заказали Березовский и Закаев. Однако никаких доказательств этому нет. Единственный, кто об этом говорил, это Павлюченков, осужденный за организацию этого убийства. Он пошел на сделку со следствием, и одним из условий этой сделки было назвать имя заказчика. И он не нашел ничего более умного, как назвать две эти фамилии.
Следствие не принимало никаких мер для проверки этой версии, и "Новой газете" вместе с потерпевшими пришлось сделать его работу. Мы поехали в Лондон, опросили Закаева, который объяснил свои взаимоотношения с Анной Политковской и взаимоотношения Березовского с ней. И из этих взаимоотношений никак не следовало, что у них имелась необходимость убийства Анны. Они довольно плотно сотрудничали.
Марьяна Торочешникова: Год назад "Новая газета" запустила обратный отсчет истечения срока давности по этому уголовному делу. 7 октября 2021 года срок давности истек. Означает ли это то, что следствие по делу на этом прекратится, и представители российского государства благополучно забудут об убийстве журналистки?
Анна Ставицкая: Срок следствия – это одно юридическое понятие, а срок давности привлечения к ответственности – другое. Следствие будет продолжаться. Если заказчик по этому делу будет установлен, то вопрос о привлечении его к ответственности в связи с истечением срока давности будет решаться судом, потому что его будут обвинять в заказном убийстве, а это преступление наказывается, в том числе, пожизненным лишением свободы; также предусмотрено наказание в виде смертной казни, на которую у нас наложен мораторий.
"Новой газете" вместе с потерпевшими приходится выполнять работу следствия
Фактически работу следствия проводят "Новая газета" и потерпевшие. Мы установили весь круг исполнителей этого убийства. Только благодаря тем доказательствам, которые представили мы, удалось привлечь к уголовной ответственности Павлюченкова и Гайтукаева.
ОСЕННИЙ ПРИЗЫВ
В России начался осенний призыв на срочную военную службу. Этой осенью в армию планируют забрать 127 с половиной тысяч российских призывников. Нередко, чтобы выполнить план, военкоматы идут на самые разные уловки, не гнушаясь и некоторыми отступлениями от закона. Этой осенью, например, ЕСПЧ коммуницировал жалобу призывника из Санкт-Петербурга Сергея Павлова, который утверждает, что полиция и военные нарушили его право на свободу и личную неприкосновенность, принудительно доставив на сборный пункт.
Об особенностях призыва этого года – юрист проекта "Гражданин и армия" Арсений Левинсон.
Нередко, чтобы выполнить план, военкоматы идут на самые разные уловки
Арсений Левинсон: Есть одно позитивное изменение. Весной прошлого года мы помогали муниципальным депутатам Москвы подготовить обращение к министру обороны и мэру Москвы о том, чтобы изменить порядок призывных мероприятий и перестать гонять десятки тысяч студентов через военкомат, когда они просто получают отсрочку от призыва: в период пандемии это увеличивает нагрузку на систему здравоохранения. Если студент получает отсрочку, зачем в этот момент проверять его категорию годности к военной службе?
Этим летом законодательство изменилось – и теперь студенты, которые в сентябре приступили к обучению, не должны при получении отсрочки проходить медицинское освидетельствование. Они просто приносят в Военкомат справку из вуза или колледжа и оформляют отсрочку без определения категории годности, а окончив обучение, могут добиваться освобождения от службы по здоровью.
Марьяна Торочешникова: На днях одна из старейших в России организаций, помогающих военнослужащим и призывникам, "Солдатские матери Санкт-Петербурга" объявила, что прекращает этот проект из-за нового приказа ФСБ. Согласно этому приказу, правозащитников, которые рассказывают о происшествиях в армии и во время призыва, могут не только признать "иностранными агентами", но и привлечь к уголовной ответственности.
Арсений Левинсон: Давление на независимые правозащитные организации, конечно, растет. Работать все труднее из-за законодательства, которое угрожает чудовищными сроками за распространение информации о нарушении прав человека. Это противоречит и Конституции, и закону о государственной тайне, который говорит, что такая информация не может относиться ни к каким тайнам. И то, что "Солдатские матери Санкт-Петербурга" были вынуждены сейчас заявить о прекращении своей работы с военнослужащими, очень тревожный знак.
Законодательство угрожает чудовищными сроками за распространение информации о нарушении прав человека
В нашу организацию за последние годы тоже резко сократилось количество обращений от военнослужащих, так как давление оказывается и на них. Приняты законы о запрете разглашения служебной информации, о распространении любой информации, касающейся прохождения службы, и военнослужащие под угрозой наказания сами уже фактически лишились права обращаться к независимым правозащитным организациям, к юристам. У них ограничена даже связь с близкими родственниками. А теперь правозащитники, к которым военнослужащие обращались за помощью, когда подвергались насилию или вымогательствам, тоже под угрозой наказания: им пытаются запретить работать с этой темой.
Сейчас все труднее получить информацию о происходящем в российской армии. Власти все больше пытаются сделать армию закрытой для общества. Нам предлагается на слово верить министру обороны, что дедовщины в армии нет. О проблемах в армии мы узнаем, только когда случаются трагические истории.
Марьяна Торочешникова: Как недавно в Карелии: рассказали, что в одном из гарнизонов покончил с собой призывник, но обстоятельства неизвестны, и вряд ли мы теперь сможем это выяснить.
Власти все больше пытаются сделать армию закрытой для общества
Арсений Левинсон: Теперь информация о том, как продвигается расследование этого дела, отнесена к информации, которая может причинить вред безопасности страны. А на самом деле гораздо больший вред безопасности России наносят именно такие приказы ФСБ.
"КАЛИНИНГРАДСКОЕ ДЕЛО" ПЕРЕЕХАЛО В МОСКВУ
Российским медикам, похоже, впору затевать новую кампанию в поддержку врачей из Калининграда – неонатолога Элины Сушкевич и главврача роддома номер 4 Елены Белой. Они ждут нового судебного разбирательства по делу об убийстве недоношенного младенца. Оправдательный приговор по их делу отменили в мае этого года, а на днях Сушкевич и Белую отправили под арест.