«А правда, что Ленина по городу повезут и будут всем показывать?»

Как большевики в первые годы после революции пытались придумать заново похоронные ритуалы (но так толком ничего и не придумали)
Кузьма Петров-Водкин. "Ленин в гробу", 1924
В издательстве Новое литературное обозрение готовится к печати книга антрополога Анны Соколовой «Новому человеку — новая смерть? Похоронная культура раннего СССР», посвященная теме, крайне важной для понимания советской действительности, но до сих пор не становившейся предметом фундаментального исследования.
История СССР (цитируем издательскую аннотацию) часто измеряется десятками и сотнями миллионов трагических и насильственных смертей — от голода, репрессий, войн, а также катастрофических издержек социальной и экономической политики советской власти. Но огромное число жертв советского эксперимента окружала еще более необъятная смерть: речь о миллионах и миллионах людей, умерших от старости, болезней и несчастных случаев.
С любезного разрешения издательства мы выбрали для публикации отрывок из главы «Что собой представляли «красные» похороны?», в которой рассказывается о причудливых трансформациях погребальных практик в стране, власть которой объявила войну религии, отвергла традиции «старого мира» и взяла курс на воспитание «нового советского человека».
Анна Соколова — кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]