Закон о QR-кодах для всех россиян отложили — и возможно, вообще не примут. Почему? И как это отразится на эпидемии ковида?
Введение по всей России обязательных QR-кодов на авиа- и железнодорожном транспорте, а также при посещении массовых мероприятий, магазинов, кафе и ресторанов неожиданно забуксовало. Госдума неделю назад получила от правительства соответствующие законопроекты, собиралась начать их рассмотрение на этой неделе и быстро принять, но перенесла сроки на месяц. Теперь планируется, что комитеты Госдумы обстоятельно поработают над текстом проектов, и, если надо, внесут в них правки. Причина, как сообщило руководство Госдумы, — обращения недовольных граждан и вообще «чувствительность темы». В декабре ситуация с эпидемией в стране может существенно измениться: в большинстве регионов уже заметно снижение заболеваемости, а потому вопрос о насильственном стимулировании вакцинации за месяц может потерять остроту. В таких условиях нет уверенности, что у федеральных властей хватит воли на то, чтобы взять на себя ответственность за очевидно непопулярное решение.
Почему введение QR-кодов решили затормозить?
Это точно неизвестно. События развивались так.
- На совещании у президента Владимира Путина в конце октября (когда казалось, что новая вспышка заболеваемости по всей стране еще далека от завершения) было решено, что федеральные власти возьмут на себя часть ответственности за введение обязательных QR-кодов. До этого решение об ограничениях самостоятельно принимали власти регионов. В поручениях президента по итогам совещания было сказано, что список мест, куда нельзя будет попасть без QR-кода, теперь будет устанавливать правительство.
- Правительство подошло к вопросу творчески. Ссылаясь на поручение президента, федеральные чиновники написали законопроекты, согласно которым регионы лишаются возможности самостоятельно принимать решения о QR-кодах, а их использование до 1 июня 2022 года станет обязательным на всей территории страны. В список мест, куда нельзя будет попасть без предъявления кода, неожиданно попали самолеты и поезда.
- Законопроектами был установлен «переходный период» до 1 февраля, когда граждане, не болевшие коронавирусом и не сделавшие зарегистрированную в России прививку от него, смогут посещать общественные места и перемещаться по стране при предъявлении справки о свежем (72 часа) отрицательном анализе на коронавирус.
- Госдума сначала отреагировала на законопроекты позитивно: руководители профильных комитетов сообщили, что проекты крайне важны для борьбы с эпидемией, а потому будут рассмотрены (и приняты) в самые сжатые сроки.
- Новость о внесении законопроектов вызвала волну протестов: митинги с требованием отказаться от решения прошли в десятках городов (там, где властям не удалось им воспрепятствовать).
- Совет Госдумы 15 ноября решил, что законопроекты нуждаются в широком общественном обсуждении и доработке. Комитеты Госдумы начнут рассматривать проекты только 14 декабря (после сбора предложений граждан).
Как могут доработать законопроекты?
Есть два варианта.
- Правительство уже работает над тем, чтобы сертификаты о перенесенной болезни выдавали всем, у кого есть антитела к коронавирусу, но нет прививки. Это связано с тем, что чиновники, по сути, признали: QR-коды, свидетельствующие о перенесенной болезни, несовершенны. Они выдаются не по любому факту заболевания, а только по тем случаям, которые попали в Федеральный регистр зараженных — закрытую базу данных для чиновников. Как выяснила «Медуза» этим летом, туда записывают менее 10% реально перенесших заболевание. Выдача QR-кодов по антителам может увеличить число тех, кому он положен, на десятки миллионов человек. Точное число переболевших в России неизвестно, но, например, самое точное в стране исследование Европейского университета показывает, что в Санкт-Петербурге в октябре 2021 года антитела были у 78% непривитых граждан, а среди всего населения (включая привитых) — у 83%. В итоге, QR-коды, вероятно, сможет получить значительное большинство жителей страны. Доработка, очевидно, пользуется популярностью у россиян, свидетельствуют опросы.
- Существует вероятность, что обязательные QR-коды вообще не будут введены: относительно точные и оперативные показатели распространения вируса — данные о госпитализациях в нескольких регионах страны и о поисковых запросах в интернете по всей стране, которые могут быть связаны с заболеваниями, показывают, что в первые недели ноября вспышка эпидемии стала быстро затухать. Возможно, к 14 декабря, когда Госдума вернется к рассмотрению законопроектов, эпидемическая ситуация в большинстве регионов будет вполне спокойной. При этом власти могут учесть социально-политическую остроту вопроса (митинги противников QR-кодов не прекратились и после того, как Госдума перенесла обсуждение). В этом случае всю ответственность за введение ограничений могут оставить властям регионов.
А QR-коды вообще нужны? Они помогают в борьбе с эпидемией?
Такая форма ограничений (QR-коды вводят все больше стран и городов мира) может влиять на эпидемию двумя путями.
- Непосредственно: предполагается, что зараженные вирусом (которых больше среди непривитых) станут меньше контактировать с теми, кого они могут заразить (вероятность заразиться также выше у непривитых). Это, теоретически, приведет к сокращению коэффициента передачи вируса Rt (грубо говоря, это число показывает, сколько в данное время и в данном месте в среднем может заразить людей каждый зараженный, пока не выздоровеет или не умрет). Если число будет меньше единицы, вспышка эпидемии пойдет на спад. Однако есть сомнение, что QR-коды будут достаточно эффективны в этой роли «заменителя карантина». Даже полный запрет на работу общественных пространств и на проведение массовых мероприятий часто не может остановить вспышку, если их не сопроводить другими ограничениями (важнейшее из них — закрытие школ и вузов). То есть толк от QR-кодов будет, но небольшой. При этом ограничения на перелеты и поездки между городами не помогут остановить распространение вируса между регионами: очень заразный вариант дельта уже распространился и утвердился почти во всех регионах страны.
- Второй путь влияния ограничений на эпидемию честно называют сами чиновники правительства. Так, вице-премьер Татьяна Голикова объяснила, что QR-коды нужны, чтобы подтолкнуть людей к вакцинации и страна достигла целевого уровня в 80% вакцинированных. Только так, по ее словам, можно будет снизить смертность от коронавируса в России, которая этой осенью стала сверхвысокой. То есть закрытие общественных мест для невакцинированных нужно рассматривать именно как поражение в правах, которое должно заставить их сделать прививку, а не как меру по непосредственной защите населения от носителей вируса.
Как мера принуждения обязательное использование QR-кодов относительно хорошо показало себя в России этим летом: так, короткий период действия режима с QR-кодами в Москве и других регионах в июне и июле привел к резкому всплеску количества вакцинаций. Как только меры были отменены (из-за «стабилизации обстановки»), темпы вакцинации сразу упали.
Однако у принуждения к вакцинации есть и минусы (помимо того, что оно вызывает острую социальное и политическое напряжение). Пример Москвы этим летом показывает, что принуждение хорошо работает для трудоспособного населения. Люди средних лет, как следует из данных федерального регистра, которые смогла изучить «Медуза», в основном и бросились в пункты вакцинации после того, как были введены QR-коды, а для сотрудников части предприятий вакцинация стала обязательной. До этого доля вакцинированных среди этих людей была ниже, чем среди пожилых. После введения ограничений эта доля у трудоспособных резко выросла (и составила примерно 45%), а у пожилых изменилась мало. Теперь, по данным московского правительства, ситуация с вакцинацией пожилых очень плохая: в сентябре была привита только треть людей старше 60 лет.
Между тем, именно защита пожилых больше всего влияет на уровень госпитализаций и смертность. Если не будут привиты группы риска, вспышки эпидемии с высокой смертностью, вероятно, могут возникать и дальше — даже в том случае, если иммунитет к вирусу (появившийся с помощью вакцинации или в результате заражения) будут иметь почти все представители средней возрастной группы.
Еще одна проблема: не все официально вакцинированные, имеющие право на получение QR-кода, являются «безопасными» и «защищенными». Речь идет о тех, кто купил справку о вакцинации вместо самой прививки, и о тех, кто привился вакцинами с сомнительной эффективностью (в частности, вакциной «ЭпиВак»). В сумме таких людей может быть несколько миллионов — или даже десятков миллионов. И никто, — в том числе и власти, — не знают, сколько именно людей получили (или еще получат) фальшивые QR-коды. При этом в случае принятия закона об обязательном использовании кодов спрос на фальшивые справки о вакцинации может возрасти.
Дмитрий Кузнец