Дата
Автор
Republic
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Доллары мною покупаются непосредственно из Америки, а не скупаются на месте». При Сталине порядок был


В условиях тотального дефицита самые простые товары становятся символом статуса и власти. Одной из своих законных привилегий чекисты и местные советские руководители 1930-х годов считали возможность покупать товары в валютных магазинах — но за рубли.

Центральный магазин Торгсина на Смоленской площади в Москве (ныне — гастроном "Смоленский"). Именно здесь разыгрывается знаменитая "сцена в Торгсине" из романа "Мастер и Маргарита". Фото нач. 1930-х гг.

Источник: moscowsteps.com / Creative Commons

«Коровьев и Бегемот первым долгом осмотрелись, и затем звонким голосом, слышным решительно во всех углах, Коровьев объявил: «Прекрасный магазин! Очень, очень хороший магазин!» Публика от прилавков обернулась и почему-то с изумлением поглядела на говорившего…»

Изумление публики в знаменитой сцене булгаковского «Мастера и Маргариты» кажется совершенно понятным: русскоговорящий (читай — советский) покупатель, посещая валютный магазин Всесоюзного объединения по торговле с иностранцами («Торгсин»), должен, по идее, держаться в тени.

А как иначе? Ведь продавец (или непременно присутствующий в магазине тайный агент ГПУ) в любой момент может потребовать у вас «документик» о происхождении валютных ценностей — и дальнейшие неприятности практически неизбежны…

Читая книгу Елены Осокиной «Золото для индустриализации. Торгсин» (выходит в конце ноября в издательстве Новое литературное обозрение), мы убеждаемся, что это представление весьма далеко от действительности — в 1931–1935 годах в СССР работали полторы тысячи магазинов Торгсина, а самым ходовым товаром была вовсе не «жирная плачущая розовая лососина», как у Булгакова, а… обычная мука.

Советские люди, спасаясь от голода, охватившего страну с началом сталинской коллективизации, массово несли в Торгсин оставшиеся у них семейные ценности — от бриллиантов и золотых царских червонцев до обручальных колец и серебряных ложечек.

Именно «золото Торгсина» стало основой припадочной индустриализации СССР: на средства, добровольно-принудительно изъятые у населения под угрозой голода, были наняты иностранные специалисты и закуплено оборудование для Уралмаша, Днепростроя и других гигантов рождавшейся советской индустрии. Вклад Торгсина в «золотой экспорт» трудно переоценить, пишет Осокина:

В 1932–1935 годах советские люди снесли в Торгсин почти 100 тонн чистого золота! Это — эквивалент порядка 40% «гражданской» промышленной золотодобычи в СССР за тот же период. В те же годы золотой вклад гулаговского «Дальстроя» составил всего лишь немногим более 20 тонн. Но значение Торгсина для страны и истории не исчерпывалось его экономическими достижениями. Торгсин выполнил важную социальную миссию, дав миллионам людей возможность выжить в голодные годы первых пятилеток.

Разумеется, в условиях голода и тотального дефицита валютные магазины, в которых «было всё», не могли не стать «диким полем» коррупции и злоупотреблений. В отрывке из главы «Портрет покупателя в интерьере», который мы публикуем с любезного разрешения издательства, рассказывается о произволе чекистов и других представителей советской власти на местах, рассматривавших Торгсин как источник обогащения и привилегий.

Елена Осокина — доктор исторических наук, профессор, автор работ по социально-экономической истории 1920–1930-х годов. Книга «Золото для индустриализации…» в свое время выходила в издательстве «РОССПЭН» и давно стала библиографической редкостью. Сейчас перед нами новое, исправленное и дополненное издание.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.