Дата
Автор
Евгений Сеньшин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Партия номенклатурной реставрации. Как «Единой России» удается удерживать власть так долго? Интервью с Дмитрием Орешкиным


20 лет назад, 1 декабря 2001 года, официально была создана партия «Единая Россия». О том, как ей удается снова и снова побеждать на выборах, несмотря на непопулярные законы, сможет ли эта партия существовать без Путина и нужно ли будет когда-нибудь люстрировать единороссов, в интервью Republic размышляет политолог Дмитрий Орешкин.

«Путин воплотил ту политическую модель, которую он наблюдал, работая в ГДР»

— «Единой России» исполнилось 20 лет. В каком направлении она эволюционировала? Чем в итоге сегодня стала «Единая Россия» и соответствует ли она изначальной задумке ее создателей?

— Владислав Юрьевич Сурков, который был близок к созданию этой организации, говорил, что «Единая Россия» — это проект лет на 10. Требовалось стабилизировать ситуацию в стране, для этого необходима была такая партия. Но, как видим, проект жив до сих пор.

В чем его суть? В 1999 году на последних честных и свободных выборах в Госдуму себя проявили три влиятельные группы.

Первые — старые консервативные коммунисты: Зюганов, Макашов и так далее. Эта группа не хотела поступаться принципами и хотела, чтобы все было, как при дедушке Брежневе. Они набрали около 23% голосов.

Вторая группа влияния — это капиталисты, связанные с молодой номенклатурой и силовиками. Это Березовский, Гусинский, Ходорковский, Потанин и так далее. К ним присоединились голодные и молодые номенклатурщики, у которых не было денег и которым хотелось власти, возглавляемые Владимиром Путиным. Эта группа называлась партией «Единство». Они набрали около 24% голосов. То есть практически поровну было у КПРФ и «Единства».

Третья группа влияния — регионалы. Их я бы еще назвал старыми номенклатурщиками, которые не были ушиблены коммунистической идеей. Это группа Лужкова — Примакова. Лужков олицетворял влиятельную региональную номенклатуру, а Примаков — КГБ. Их блок назывался «Отечество — Вся Россия» и включал в себя региональных тяжеловесов: Шаймиев, Рахимов, Аушев и так далее. Они набрали 13%. При этом в регионах были приписки голосов — региональные «султанаты» работали на ресурс Лужкова и Примакова. Тогда и стало понятно, что ресурс фальсификаций в регионах может добавить к общему числу голосов 13–15%.

Политолог Дмитрий Орешкин. Фото: Andreyev Vladimir / URA.RU / TASS

Когда Владимир Путин стал премьер-министром, а вместе с ним во власть влились люди типа Суркова, родилась простая идея: коммунистов надо отодвинуть от власти и лишить их возможности реванша, чтобы, не дай бог, они не отобрали частную собственность. В общем, в основе этой спайки, по Марксу, лежал сплоченный классовый интерес. Так объединилось «Единство» и «Отечество — Вся Россия» в «Единую Россию». И как только коммунисты перестали быть серьезной угрозой, внутри самой этой группы начались трения. Березовский немедленно сцепился с Путиным.

При этом постепенно в партии стала усиливаться система ценностей группы Лужкова — Примакова. Это номенклатурно-монопольный подход, плоды которого мы сегодня и пожинаем. Путин это назвал «вертикалью власти», а Виктор Черкесов — «чекистским крюком», за который зацепилась Россия и тем самым спаслась. То есть это восстановление советских приоритетов, но не на основе марксизма-ленинизма, а на основе частной собственности, плюс принципы господства номенклатуры, монополии в добыче природных ресурсов и допуска во власть через узкое бутылочное горлышко. В советское времена таким горлышком было членство в КПСС. В путинские времена — это лояльность номенклатурно-кремлевскому организму. Если ты ему присягнул и служишь, то тебе дают возможность торговать нефтью, газом, сталью, алюминием. Так появился новый класс — это союз бюрократии с бизнесом. При этом ведущую роль играет номенклатура, в отличие от 90-х.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.