Дата
Автор
Евгений Сеньшин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Когда люди могут ступить на Марс и какие шансы у России в марсианской гонке?


2 декабря 1971 года впервые в истории спускаемый аппарат советской автоматической станции «Марс-3» совершил мягкую посадку на поверхность планеты Марс. Что сегодня там ищут земляне, оправданы ли расходы на полеты, какое место занимает Россия в гонке за Марс и когда наконец туда отправятся люди? Об этом Republic поговорил с популяризатором космонавтики, энтузиастом космических исследований, основателем сообщества «Открытый космос» Виталием Егоровым.

«Марсианские технологии можно назвать шоу-стопперами космонавтики»

— Когда-то Советский Союз был пионером в деле освоения Марса. Сегодня глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин говорит, что рассуждения о пилотируемых полетах на Марс в ближайшее время — это «абсурд». Как вы относитесь к такой оценке?

— Рогозин прав по двум пунктам. Во-первых, насущной потребности лететь на Марс сегодня нет, и ни одно космическое агентство не планирует таких полетов. Во-вторых, я согласен, что проекты, озвучиваемые компанией SpaceX, — это в значительной степени маркетинг. По крайней мере, эти планы точно помогают маркетинговой стратегии SpaceX.

Но в то же время я не могу согласиться, что сегодня это технически невозможно. Нет, это возможно, если задаться целью и получить финансирование. Первый человек может ступить на Марс уже в течение 10–15 лет. Фундаментальных препятствий для этого, кроме нехватки денег, нет.

— Один из пунктов Федеральной космической программы России на 2016–2025 годы — это «развертывание до необходимого состава и обеспечение непрерывного и устойчивого управления российскими <…> объектами на траекториях полета к Луне и Марсу». Последние попытки России после 2016 года отправить на Марс космические аппараты были неудачными. Ближайшая экспедиция планируется на 2022 год. Каковы сегодня позиции нашей страны в отношении Марса?

— После 2011 года Россия к Марсу совершила один запуск — и он прошел удачно. В 2016 году запущен европейский космический аппарат в рамках совместного российско-европейского проекта «ЭкзоМарс». На нем два прибора европейских, два прибора российских. Он был запущен с Байконура и успешно долетел, несколько лет работает, ведет свою научную программу. Правильно сказать, что российские космические аппараты не долетают до Марса. Но еще в 2003 году европейский аппарат «Марс-экспресс» успешно стартовал с Байконура и полетел на Марс. То есть в данном случае Роскосмос умеет запускать космические аппараты на Марс, но пока есть сложности со своими аппаратами.

Виталий Егоров

Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) / Wikipedia

— То есть в деле освоения Марса мы сегодня уступаем другим странам?

— Мы, конечно, уступаем. Но если, допустим, сравнивать Индию, у которой возле Марса есть космический аппарат, и Россию, у которой возле Марса нет космического аппарата, то российский вклад в дело изучения Красной планеты все-таки значительно больше. По сути, научного вклада индийских ученых в изучение Марса практически нет. У России есть несколько приборов, размещенных на иностранных аппаратах. Есть на орбитальном аппарате НАСА «Марс Одиссей», на марсоходе Curiosity, на уже упомянутом «Марс-экспрессе», есть два прибора на «ЭкзоМарсе». И все это позволяет российским ученым находиться на передовом уровне исследования Марса, при этом не имея своего космического аппарата возле Марса.

— Каковы результаты российских исследований Марса?

— Например, именно российский прибор позволил картографировать залежи марсианской воды и определить, что у полюсов концентрация воды в грунте достигает 90%. Российские приборы «ЭкзоМарса» позволяют приблизиться к разгадке тайны марсианского метана, который на Марсе то находят, то нет.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.