Трамвай «Нежелание»
Возможна ли тишина в Москве? Жители востока столицы протестуют против новой трамвайной ветки. Власти говорят, что городу нужно развитие

«Мы — жители районов Измайлово, Северное Измайлово, Восточное Измайлово, Гольяново и Метрогородок требуем отказаться от планов строительства под нашими окнами трамвайной линии», — заявляет на камеру одетый в длинную черную куртку мужчина. Позади него полукругом стоят два десятка человек.
Район Измайлово в целом и 3-я Парковая улица в частности — это преимущественно советская застройка. Тихие дворы. Спокойный «спальник». Но теперь многое здесь может поменяться. В конце сентября власти Москвы объявили о начале общественных обсуждений по проекту «планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети от Открытого шоссе до Первомайской улицы». Попросту говоря — трамвайной линии, призванной соединить четыре района на востоке столицы. Жители забеспокоились и пошли искать правду сразу в высшую инстанцию — к президенту. Записали к нему обращение.
«Если все же связывать районы маршрутом, вполне достаточно запустить еще один рейс электробуса, что требует меньших вложений, и не будет наносить столь кардинального вреда спокойствию измайловцев.
Жители района очень встревожены, мы собрали тысячи живых подписей, в том числе — для выражения мнения пожилых жителей, которые не могут пользоваться интернетом. Мы требуем прислушаться к нашему мнению», — говорит зачитывающий обращение мужчина. И следом собравшиеся произносят хором: «Трамвай не пройдет!»
Ольга Рюриковна, председатель дома 7/17 по ул. 3-я Парковая, рассказывает, что многие из противников строительства трамвайной линии живут в Измайлово 50 лет, с начала застройки района.
— Все это время мы не испытываем нужды ездить в Метрогородок (начало планируемого трамвайного маршрута — район, где планируется масштабная реновация. — К. К.). Там для нас нет точек притяжения. Объяснение мы увидели в выпуске «России 24»: рядом заброшенная промзона Калошино, она будет реконструирована под жилую застройку, туда планируют поселить 375 тысяч человек, которых хотят возить трамваем до станции метро «Измайловская».

Когда журналисты «России 24» приехали снимать сюжет, местные жители встретили их с плакатами-буквами с той же надписью «Трамвай не пройдет!» и хмурыми, судя по фотографиям, лицами. Жалуются, что по телевизору их не показали.
Отмечают, что рядом с Метрогородком есть две станции метро красной ветки — «Черкизовская» и «Бульвар Рокоссовского», а также МЦК «Локомотив» и станция «Щёлковская».
— Зачем нужно оттуда везти жителей на «Измайловскую», которая утром и так загружена, что войти в вагон нельзя? — спрашивает Ольга Рюриковна. Прибывать на станцию, считают жители, будут дополнительно 2 200 человек в час.
Измайлово — и правда, уютный район: множество аккуратных пятиэтажек из желтого и серого кирпича. Встречаются дома с большими окнами. Деревья идут аллеями вдоль дороги, стоят повсюду. Местные кивают: в летние месяцы все здесь утопает в зелени. Когда узнали про трамвай, развесили на березах и липах таблички: «Имею право на жизнь».
Подходит мужчина с короткой стрижкой. Представляется: «Мундеп Антон Медведев». Указывает на пересечение улиц: «У них на плане трамвайные пути идут по проезжей части». Он уверен, что из-за этого могут быть системные аварии: рельсы в зимнее время года опасны для шин, из-за них сильные заносы.
— Трамвайные пути подразумевают кабели. За что они будут цепляться — ставить столбы уже негде.
Глеб Бохонов говорит, что они с женой выбрали этот район для жизни не случайно: вместе учились неподалеку, на Бауманской, а потом решили здесь осесть. Выбирали осознанно. Рассказывает, что несколько лет назад «отстаивали свои дома от реновации, так как они в хорошем состоянии». Но вибрации от трамваев, говорит он, могут нанести вред постройкам.
Жилье продавать не собирается, но замечает, что его инвестиционная привлекательность упадет из-за шума и вырубки деревьев.
У комитета по градостроительству и архитектуре Москвы в этом вопросе своя правда. Там «Новой газете» сообщили, что ведут проектирование путей в соответствии с генеральным планом города. Чтобы минимизировать дискомфорт для жителей, намерены применять композитные шпалы и виброшумоизоляционные маты.

«Применение композитных шпал позволяет снизить шум и вибрацию на 16 дБ, применение виброшумоизоляционных матов снижает уровень вибрации на 30%. Применение новых технологий в сфере подвижного состава и путевого хозяйства снижает неудобство для жителей домов вблизи трамвайных путей», — заявили в Москомархитектуре, отметив, что также намерены установить вдоль путей шумозащитное остекление.
В Департаменте транспорта добавили, что снижению уровня шума будут способствовать бесстыковые пути: «Рельсы не скрепляются между собой, а свариваются, и знакомый «стук» рельсов исчезает». «По результатам замеров, уровень шума от современных вагонов «Витязь-Москва» по сравнению с вагонами предыдущего поколения ниже на 20%, — заявили в Дептрансе. — Вдоль предлагаемой линии трамвая будут также построены многофункциональные центры, торговые объекты и офисные центры, являющиеся самостоятельными объектами притяжения пассажиров. Кроме того, станция метро «Щёлковская» перегружена и расположена против направления движения основного потока в центр, а потому значительно менее привлекательна для поездок по сравнению с незагруженной «Измайловской». С учетом развития востока Москвы, ожидается, что новой трамвайной линией будут пользоваться около 65 тысяч человек в день».
На обеспокоенность жителей тем, что из-за близости трамвая может снизиться стоимость их жилья, в Дептрансе отвечают: «Мировой и российский опыт строительства трамвайных линий позволяет говорить о тенденции роста стоимости недвижимости, расположенной вблизи новых объектов».
Москва — быстрорастущий город, даже по официальным данным, ежегодно принимающий сотни тысяч новых жителей. Может ли он быть еще и уютным для всех них? Как соблюсти интересы и развития, и комфортной среды? «Новая газета» попросила ответить на эти вопросы урбанистов.
Кирилл Пузанов
кандидат географических наук, руководитель Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского
— Комфорт проживания завязан не только на инфраструктуре, но и на том стиле жизни, который вы хотите вести. Частая ошибка в российских городах — разговор о некоторых материальных ценностях [в контексте комфорта], хотя на самом деле там вопросы нематериального наследия, территориальной идентичности, и вообще — привязанности человека к своему району.
В случае с Измайлово есть планы по развитию [транспортной] системы в целом, с одной стороны, и жители, которые тоже вправе желать лучшей жизни для себя, с другой. Не всегда тут есть противоречие. Зачастую в городской среде мы можем найти компромисс.
Есть понятие адвокативного планирования — когда горожане включаются в процесс создания и проектирования инфраструктуры: сами нанимают [планировщиков] или призывают к помощи профессиональное сообщество.
То, что очевидно для жителя, неочевидно для администрации, равно как и наоборот.
И здесь очень важно, чтобы появились профессионалы, которые бы могли переводить с одного языка на другой. Задача в работе с жителями — выявить и правильно сформулировать запрос, объяснить ограничения, которые существуют в городской среде. Потом правильно это перенести на язык администрации.
Кто-то должен помочь. И это, как правило, профессиональные городские планировщики, архитекторы-градостроители, которые могут правильно перевести с одного языка на другой.
Мы очень редко думаем в категориях конкретных инфраструктурных проектов. В данном случае непринципиально, про какой объект мы говорим. Жители протестуют, говоря, что данная ситуация изменит их жизнь в худшую сторону. Нужно разобраться, что подразумевается под «худшей стороной». Уйдет озеленение, которое используется как рекреационная зона, жители боятся, что будет слишком большой поток людей, будет загружена дорога, — могут быть разные страхи, в них нужно разбираться.
Андрей Борисов
академический руководитель магистерской программы «Транспортное планирование» НИУ ВШЭ
— Если город является сильным магнитом для населения не только близлежащих городов-спутников, но и, по большому счету, всей страны — так или иначе будут возникать подобного рода казусы [как в Измайлово]. Нужен ли трамвай — вопрос к транспортникам. Нужно увидеть данные по пассажиропотоку, понять, куда он будет ездить сейчас, куда потом, а дальше думать. Это не вопрос, который должен быть адресован жителям с точки зрения «за трамвай, или против трамвая».
Если мы говорим о том, чего город должен добиться от жителей — это услышать от них, а они, в свою очередь, должны городу донести, что им нужно для организации комфортных условий проживания. При этом город обязан предоставить жителям эти комфортные условия.
Когда мне говорят, что трамвай для старых районов — это плохо — это не плохо, особенно, если говорить не про Измайлово, а про исторические центры городов.
Европа с ее узкими улочками: трамвай, будучи очень вместительным, там является чуть ли не панацеей, он по рельсам ездит, в отличие от автобусов, менее габаритный, более поворотливый, достигает высоких скоростей, вбирает в себя большое количество пассажиров.
Еще раз повторюсь, что городская власть должна донести до людей: почему трамвай — это хорошо (если это действительно хорошо, может быть, сейчас власть поймет, что есть идеи лучше). Нужно донести и пообещать, что нормативный уровень шума и тому подобного будет в пределах допустимых значений. Тогда уже у жителей остается один аргумент против трамвая — если с вкусовой точки зрения не нравится. Но это уже после того, как государство сделает все, чтобы убедить жителей в необходимости. Если это действительно, повторюсь, необходимо.
Когда идет трансляция: «Мы вырубим деревья, чтобы сделать трамвай», то, конечно, никто не согласится. Когда говорят: «Мы вырубим, но мы вам подарим, сделаем лучше», и объясняют, почему лучше — там совсем другая риторика. Вопрос здесь не транспортный абсолютно, здесь вопрос в том, как мы умеем договариваться со своими жителями. Видимо, плохо получилось договориться.