Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Сын за отца: новое назначение Кириенко-младшего и новая политика Кремля в интернете


«ВКонтакте» — крупнейшая российская соцсеть, ее ежедневная аудитория — 48 миллионов пользователей из нашей страны, она охватывает 47% рунета. Этот небольшой ликбез в цифрах нужен для того, чтобы сразу обозначить масштабы явления — аудиторные показатели ВК вполне сравнимы с показателями федеральных телеканалов (основы государственной пропагандистской машины) и даже превосходят их. Соцсеть была основана в 2006 году и несколько лет считалась территорией новаций и свободы (все мы помним те «статусы вк», «песни на стену»). Паблики (группы) «ВКонтакте» в какой-то момент даже стали выглядеть как угроза традиционным СМИ. Разумеется, российское государство этот чуждый ему остров свободной жизни тоже заметило, а, как известно, — если власти что-то заметили, то они найдут способ забрать обнаруженное под свое крыло. Так случилось и с «ВКонтакте» — значительная часть акций соцсети (в том числе и доля одного из ее основателей и фронтмена Павла Дурова) в 2014 оказалась в руках олигарха Алишера Усманова. После этого Павел Дуров покинул пост гендиректора сети, а занял его Борис Добродеев — сын директора ВГТРК Олега Добродеева. Такое приближение к кремлевским стенам быстро сказалось на политике «ВКонтакте» — в 2016 году пользователи получили возможность задать вопрос на прямой линии Владимира Путина, тогда же в соцсети появилась страница российского правительства и совместный проект с Роскосмосом. Опять же достаточно скоро выяснилось, что «ВКонтакте» охотно сотрудничает с силовиками в раскрытии данных пользователей.

Сорта несвободы

Однако в 2021 году и такой близости и степени сотрудничества Кремлю стало мало. Контроль над «ВКонтакте» перешел к структурам братьям Ковальчуков — то есть к людям из самого ближнего круга Владимира Путина. Гендиректором даже уже не соцсети, а экосистемы вокруг нее, должен стать Владимир Кириенко — сын первого замглавы АП Сергея Кириенко. Вы можете сказать: «А что такого случилось-то? Один околокремлевский олигарх передал актив другим околокремлевским олигархам, сын Кириенко во главе соцсети это, конечно, интересно, но возглавлял же ее Добродеев — сын другого туза». На первый взгляд — «да», но 2021 год заставляет нас разбираться в сортах несвободы. Происходящее много говорит об отношении власти к соцсетям и к интернету, на сдвиги в понятиях внутри самой системы оно тоже намекает.

Владимир Кириенко. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Степень несвободы определяет и степень свободы, здесь нам пригодится небольшой экскурс в историю взаимоотношений российских властей и СМИ. Государство брало под контроль каналы передачи информации, которые на конкретный момент времени имели наибольшее влияние на массы. Кремль начал с установления тотального контроля над федеральными телеканалами в начале нулевых годов, и они до сих пор остаются главным инструментом пропаганды. Все, что было ниже кремлевских радаров по аудитории, — газеты, журналы, только-только начавшие развиваться интернет-СМИ — 15 лет назад жило относительно спокойно. В 2008 году в руки того же Алишера Усманова перешел издательский дом «КоммерсантЪ» — его газету и журналы читали многие, поэтому холдинг отправили под присмотр к дружественному бизнесмену. Три года степень несвободы в ИД была небольшой — красной линией (или, как потом модно будет говорить, «двойной сплошной») стало фото бюллетеня с ругательствами в адрес Путина в журнале «Коммерсант-Власть».

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.