Их цель — стерилизация КПРФ
Спецкор «Медузы» Андрей Перцев рассказывает, как Кремль и силовики пытаются сделать коммунистов «более управляемыми». Конечно же, с помощью уголовных дел
В 2021 году КПРФ стала реальным конкурентом для «Единой России» и головной болью для Кремля. Партия устраивает протестные акции, проводит в Госдуму «неуправляемых» кандидатов и поддерживает недовольных введением QR-кодов. В ответ коммунисты получают уголовные дела и критику в провластных СМИ. Спецкор «Медузы» Андрей Перцев рассказывает, как Кремль и силовики атакуют КПРФ — и что об этом думает Владимир Путин.
В четверг, 25 ноября, генпрокурор Игорь Краснов прибыл в Госдуму, чтобы лично рассказать депутатам об одном из подписанных им документов. В нем он просил лишить неприкосновенности члена фракции КПРФ Валерия Рашкина. «Я считаю, что мужчина, взявший в руки оружие, и дальше должен вести себя по-мужски. Брать на себя ответственность за все последствия своих действий, не пытаться ввести общественность в заблуждение, вызвать жалость, выставляя себя жертвой обстоятельств», — заявил Краснов.
Поводом для этого спича стало задержание Рашкина месяцем ранее. В ночь на 29 октября охотничьи инспекторы и полицейские остановили в саратовском лесу автомобиль «Лада Ларгус», за рулем которого сидел депутат. В багажнике лежала освежеванная туша лося. Позже в лесополосе неподалеку от места задержания полицейские нашли карабин с прицелом ночного видения, разрешение на оружие и охотничий билет на имя депутата.
Однако изначально Рашкин отрицал, что убил лося на охоте, объясняя, что нашел уже разделанную тушу. Но позже все же признался, что сам подстрелил животное. Депутат подчеркнул, что был уверен: у его друзей с документами на охоту «все в порядке» и «разрешения на отстрел копытных есть». Отдельно Рашкин заверил, что лося он принял за кабана.
Госдума поддержала просьбу генпрокурора и лишила Рашкина депутатской неприкосновенности: за проголосовал 341 член нижней палаты парламента, против высказались 55, еще двое воздержались. А спустя неделю глава Следственного комитета Александр Бастрыкин объявил о возбуждении уголовного дела о незаконной охоте против депутата. По этой статье Рашкин может получить штраф на сумму до миллиона рублей или реальный срок — до пяти лет. Валерий Рашкин не ответил на сообщения «Медузы», телефон его помощницы был выключен.
Рашкин не единственный член КПРФ, ставший фигурантом уголовного дела за последний месяц. В середине ноября приморские силовики задержали депутата Законодательного собрания Приморья от КПРФ, главу владивостокского отделения партии Артема Самсонова. Его подозревают в растлении несовершеннолетних. Депутат вину не признает, защита Самсонова уже подала в Следственный комитет заявление о заведомо ложных показаниях одного из свидетелей.
И Рашкин, и Самсонов — известные коммунисты. В 2019 году на выборах в Мосгордуму столичный горком КПРФ, которым руководит Рашкин, провел в городской парламент 13 депутатов (все они были поддержаны «Умным голосованием»). В 2020-м коммунисты проводили акции в Москве против ковидных ограничений, а в этом — и против «принудительной» вакцинации.
А под началом Самсонова на выборах в Заксобрание Приморского края этого года владивостокские коммунисты победили в восьми из десяти округов, находящихся на территории столицы региона. Сам Самсонов ранее говорил «Медузе», что у КПРФ есть шансы выиграть и выборы во Владивостокский горсовет в 2022 году.
Глава партии Геннадий Зюганов, комментируя преследование Рашкина и Самсонова, заявил, что в Кремле «сводят счеты с партией». Однако более жестких заявлений Зюганов не делал. Собеседник «Медузы» в руководящих органах КПРФ объяснил, что сейчас Коммунистическая партия «не жестко-лидерская структура, в ней несколько влиятельных групп». «А Зюганов лавирует между этими группами и Кремлем и пока удобен всем. У него такая роль сейчас», — добавил источник.
При этом сразу четыре собеседника «Медузы», близких к администрации президента, подтвердили, что против КПРФ действительно идет спланированная кампания. Причем она имеет и «силовую», и «информационную» часть.
По словам источников, первая заключается в том, что силовики «с пристальным вниманием» относятся к статусным коммунистам. При этом собеседники «Медузы» подчеркнули, что за эту часть компании отвечает не администрация президента, а сами правоохранительные органы. «Это не наша епархия — это погоны», — добавил один из источников.
Однако «информационной» частью кампании занимаются именно в АП. Именно там координируют усилия государственных и окологосударственных СМИ по освещению уголовных дел против коммунистов. «Сюжеты о Рашкине шли в первом новостном блоке выпусков новостей, не услышать о лосе и коммунисте было просто нельзя!» — подчеркнул один из собеседников «Медузы», близких к администрации президента.
«Каждый хочет что-то сделать и понравиться президенту»
«Коммунисты отвязались, их надо наказать», — так описал суть кампании против КПРФ собеседник «Медузы», близкий к руководству «Единой России».
Он, а также четыре источника, близких к внутриполитическому блоку АП, утверждают, что Владимир Путин тоже недоволен действиями Коммунистической партии. Собеседники подчеркнули, что президент в курсе кампании против КПРФ, но не давал никаких четких указаний о ее ходе. «Они [исполнители] между собой, можно сказать, не координируются. Каждый хочет делать что-то сам и понравиться президенту», — пояснил близкий к АП источник «Медузы».
Причин такого недовольства у президента и его политического блока несколько. Во-первых, это сближение отдельных статусных коммунистов и региональных отделений с несистемными оппозиционерами. И символом такого объединения, по словам одного из собеседников «Медузы», стал именно Валерий Рашкин. «Рашкин выстрелил в лося не в ноябре 2021 года, а еще в 2019-м, когда горком выписал четыре тысячи направлений навальнистам на наблюдение на выборах в Мосгордуму», — пояснил один из близких к АП собеседников. По его словам, тогда у префектур округов не было ресурсов противостоять такому количеству неподконтрольных наблюдателей — в итоге в 20 округах кандидаты мэрии проиграли, в том числе кандидатам от «Умного голосования».
«Та победа воодушевила протестных избирателей: на выборах в Госдуму [власти] Москву без электронного голосования проиграли», — отметил источник. Действительно, до опубликования итогов электронного голосования кандидаты от оппозиции побеждали в восьми из 15 находящихся на территории столицы одномандатных округов. После того как электронные голоса были учтены, везде выиграли выдвиженцы власти.
Этот же собеседник вспомнил контркампанию против КПРФ, которую провело управление АП по обеспечению деятельности Госсовета на выборах в Госдуму.
«Она была похожа на контркампанию против Грудинина в 2018 году. Была и тема грязных доходов, и имущества, и тема, что КПРФ — системная партия, такая же, как „Единая Россия“. Кампания была очень эффективной — иначе коммунисты набрали бы в полтора раза больше», — уверен он.
Вместе с тем источник уточняет, что историю со «скопинским маньяком» Виктором Моховым, который якобы симпатизирует КПРФ, «вели силовики». Во время думской кампании в СМИ стали появляться новости о том, что Мохов поддерживает КПРФ — в провластных изданиях и телеграм-каналах широко тиражировалось фото мужчины в кепке и футболке с символикой партии.
«Они ударились в антиваксерство»
Один из собеседников «Медузы» подчеркнул, что на фоне такой атаки КПРФ повела себя не как системная партия и провела в Госдуму нескольких «неуправляемых» политиков — например, бывшего сенатора Вячеслава Мархаева, который критиковал силовые разгоны митингов и голосовал против поправок в Конституции.
«Они [коммунисты] стали увеличивать зазор с системой, ударились в антиваксерство, стали проводить акции. Это тоже не осталось незамеченным [в Кремле]», — пояснил источник «Медузы».
После оглашения ЦИКом итогов выборов коммунисты также провели несколько протестных акций. На самих акциях массовых задержаний не было, но через несколько дней полицейские стали задерживать политиков и активистов, приглашавших на нее. Всего было задержано около 60 человек, многие получили по несколько суток ареста.
По мнению собеседника «Медузы», близкого к АП, все это стало еще одной причиной давления на коммунистов. «Все партии признали итоги голосования или хотя бы не шумели, коммунисты конвенцию нарушили, да еще и провели митинг в день встречи президента с руководителями пришедших в парламент партий», — объяснил он. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов присутствовал на этой встрече и критиковал электронное голосование, а также трехдневный формат голосования. По его мнению, их сочетание «порушит, во-первых, доверие, а во-вторых, снесет и политическую систему».
«Предлагается деятельно раскаяться»
Основная цель кампании против КПРФ — снизить рейтинг Компартии. По данным ВЦИОМ, на конец ноября за КПРФ теоретически были бы готовы проголосовать 18% населения, за «Единую Россию» — 28,6%.
Также из Компартии хотят «выбить» политиков, которых в Кремле считают слабоуправляемыми, говорят трое близких к АП собеседников «Медузы». Однако четкого сценария, как именно сделать Компартию «более системной», во внутриполитическом блоке Кремля нет.
«Это все-таки настоящая, более-менее самостоятельная партия, влиятельные группы в руководстве которой могут торговаться, оказывать ответные услуги [администрации президента]. Но полностью Компартия неподконтрольна», — подчеркнул близкий к АП источник.
По словам собеседника, близкого к руководству «Единой России», пока «коммунистам предлагается деятельно раскаяться». Например, «самим исключить Рашкина из фракции». «Полностью разрушить КПРФ или даже сбросить ее со второго места по популярности нереально из-за высокого рейтинга КПРФ на данный момент и высокого запроса на левую повестку из-за падения уровня жизни», — констатирует он.
Два источника «Медузы» предполагают, что в ближайшие несколько лет в партии может смениться руководство — на более лояльное Кремлю. Предсказывают они и «общую лоялизацию партии». «„Правильные“ люди увидят примеры Рашкина, Самсонова и поймут, как надо себя вести, чтобы за это ничего не было. „Неправильных“ к выходу подведут», — усмехается один из близких к АП собеседников.
Секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Сергей Обухов в разговоре с «Медузой» подчеркнул, что преследования коммунистов начались не сейчас. В пример он привел экс-депутата Госдумы от Компартии Владимира Бессонова, бывшего кандидата в президенты Павла Грудинина и депутата-коммуниста Саратовской облдумы Николая Бондаренко. Самого Обухова после думских выборов задерживали при входе в метро. Полицейские не объяснили причину задержания, но объяснили, что на Обухова «поступил сигнал», поэтому сработала система распознавания лиц.
«Как говорится, сначала разгромили националистов, потом навальнистов, сейчас пришли за коммунистами», — говорит депутат.
По словам Обухова, администрация президента регулярно пытается высказать руководству КПРФ свои пожелания «убрать» из партии некоторых политиков. «Их цель — стерилизация КПРФ до уровня „Справедливой России“. [Первый замглавы АП Сергей] Кириенко придерживается корпоративного стиля управления политикой, Компартия в него не вписывается, поэтому ее пытаются уложить в прокрустово ложе», — уверен Обухов.
По мнению политолога Константина Калачева, у российского руководства осталась «травма» 1990-х годов, когда в Кремле видели в КПРФ реальную угрозу. «Мне кажется, что проблемы начались с выдвижения „несогласованного“ Грудинина [на президентские выборы]. Понятно, что он не мог бы составить конкуренцию Путину, даже если бы он сам и партия этого захотели, но сам факт этого выдвижения, видимо, был нарушением неписаных правил. Неопределенность с преемником Зюганова, радикализация части коммунистов, голоса несистемной оппозиции за КПРФ, безусловно, напрягают [Кремль]», — рассуждает он.
Политолог Александр Пожалов в свою очередь в разговоре с «Медузой» подчеркнул, что в случае с преследованием КПРФ «странно валить все на силовиков». «Политблок АП и его технологи „мочили“ КПРФ последние несколько лет. Попыток нормального диалога с КПРФ — хотя это прогосударственная, патриотическая и системная партия — АП выстроить не стремилась. Возможно, потому что технократический подход к сфере внутренней политики вообще не предполагает значимой роли политических партий», — пояснил он.
При этом эксперт не отрицает участия силовых структур в политических процессах: «Это участие, конечно, невыгодно политблоку, но этот тренд политическому блоку не остановить, если уже его упустили и дали ему закрепиться».
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов также сомневается, что силовики из Следственного комитета, ФСБ и МВД, преследующие депутатов от КПРФ, действуют без согласования с внутриполитическим блоком Кремля под руководством Кириенко.
«Или получается так, что они играют первую скрипку, как в 1937 году, и нас уже столько лет обманывали, что те времена больше не повторятся, — говорит Обухов. — Еще на ХХ съезде КПСС было обещано, что силовики править больше не будут. Если они снова управляют политикой — это страшно».
Андрей Перцев