Россия для грустных: карта нашего страха

Когда-то давно вместе с одним влиятельным и уважаемым человеком мы придумали проект, призванный показать всю абсурдность знаменитой 282 статьи УК — о «разжигании ненависти и вражды». Ох, давно. Других статей о мыслепреступлениях в Уголовном кодексе тогда еще просто не было, представляете себе?
Суть нехитрой идеи в следующем: собрать цитаты из русских классиков, очевидно подпадающие под помянутую статью. Сделать сайт, а также разослать по инстанциям гневное письмо: доколе, мол! Хватит это терпеть! Запретите уже наконец книги, сеющие ненависть!
Собственно, поэтому и ориентировались именно на русских классиков. Понятно, что и у Гомера не сложно отыскать это самое разжигание, но читатель в погонах на Гомера может и не среагировать, а вот фамилию «Пушкин» он точно слышал.
Но когда все уже почти было готово, старший мой (и мудрый) коллега сказал: «Знаете, а давайте этого делать не будем. Ведь они возьмут, да и запретят. А нам потом жить. И как нам потом жить?»
Игры патриотов
Вспомнил я эту историю, читая удивительные новости про войну Следственного комитета с русским рэпом. Сначала появилась тревожная депеша в государственных агентствах: глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, получив обращение от «инициативной группы патриотов», распорядился проверить новые альбомы Оксимирона и Нойз ЭмСи. Граждане сообщили генералу, что рэперы реабилитируют нацизм и пропагандируют экстремизм.
Новость как новость. Так здесь и должно быть, по-другому здесь и не бывает.
Но дальше было продолжение: нашелся — в покойном «Лайвджорнале», в блоге умеренно известного сетевого юмориста — сам текст письма «патриотов». Главного следователя страны не смутил, как выяснилось, такой, например, пассаж: «По правде сказать, лица руководителей наших силовых структур действительно не всегда удачные, а когда они начинают говорить, то иногда кажутся агрессивными дебилами, порождающими депрессию и суицидальные настроения. Хорошо еще, что по телевизору перестали показывать депутата Ирину Яровую. Тут нужно, что-то делать, потому что враги используют эту слабость» (пунктуация авторская). Бастрыкин, знаменитый своей привычкой рассматривать публикации в интернете через лупу, насмешки не заметил.
Александр Бастрыкин проверяет интернет на предмет реабилитации нацизма. Фото: СК РФ
Теперь автор «письма» бегает по СМИ и доказывает, что пошутил, но это не важно: движение «Ветераны России», в котором состоят настоящие, а не выдуманные «инициативные граждане», уже объявило, что напишет на рэперов настоящий донос.
Запретные темы
Это, конечно, азы: с полицейским, с судьей и с пограничником не шути. Теперь все вспоминают десятилетие протестов «снежной недореволюции», что ж, вспомню и я: не зимой, правда, 2011-го, а весной 2012-го меня судили и оштрафовали за участие в несанкционированной акции, в которой я не участвовал. На суде решил придраться к протоколу, согласно которому получалось, что от Никитских ворот (это самый центр Москвы) до окраинного отделения полиции автозак домчал меня минут за десять.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]