«Зона монархических монументов, окруженная артефактами советской эпохи»: пространство и время русской власти

День России, который в официальном календаре РФ отмечается сегодня, 12 июня, — праздник выморочный и непонятный; участники социологических опросов привычно затрудняются с ответом, когда их просят объяснить смысл праздника — или хотя бы вспомнить его правильное название. Да какой там смысл — выходной и выходной. || Между тем, в какой-нибудь альтернативной вселенной день принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (1990) мог был стать одним из важных объединяющих символов новой России, окончательно порвавшей с коммунистическим прошлым и безоговорочно осудившей (в том числе и юридически) преступления советского режима и его спецслужб. || В день пустого праздника самое время перечитать наш архивный текст — известный историк Иван Курилла рассуждает о двусмысленности постсоветских знаков и символов.
pixabay.com
В использовании истории для объяснения политики нет ничего нового, — пишет известный российский историк Иван Курилла во введении к своей новой книге «Битва за прошлое: как политика меняет историю» (только что [в декабре 2021] вышла в издательстве Альпина Паблишер). — В любом обществе обострение политических противоречий затрагивает оценки исторических деятелей и событий прошлого. Однако в последнее время в России часто отмечается, что история окончательно заменила собой политику.
Надо сразу уточнить, что автор блестящей книги, один из ведущих российских американистов, далеко не ограничивается анализом одной только российской ситуации: ведь «войны памяти» сегодня не менее интенсивно идут и в США, и в странах Восточной Европы. Сопоставление российского опыта «битвы за прошлое» с американским и европейским расширяет сознание читателя и помогает по-новому взглянуть на отечественные реалии.
Два отрывка из книги, которые мы выбрали для публикации с любезного разрешения издательства, рассказывают о российском опыте «разметки пространства и времени» (термин автора). В первом фрагменте речь пойдет об извилистой истории советской и постсоветской монументальной пропаганды, а второй описывает инструменты, с помощью которых власть пытается подчинить себе время — от реформы календаря до введения новых и упразднения старых праздников.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]