«Разумеется, жаль, что может существовать подобная торговля, но…» Николай Добролюбов отправляется к проституткам

Личность Н. А. Добролюбова традиционно окружена в истории русской культуры ореолом святости, но обстоятельства реальной жизни одного из ведущих русских критиков не вполне соответствовали этому культурному мифу
Владимир Маковский. «Освящение публичного дома» (эскиз), 1900 г.
В Издательском доме Высшей школы экономики выходит вполне сенсационная книга — «Дамы без камелий. Письма публичных женщин Н. А. Добролюбову и Н. Г. Чернышевскому». В книге впервые публикуются уникальные для российской истории XIX века документы — частные письма нескольких «падших женщин» к знаменитым литераторам-разночинцам, «новым людям», которые в российской демократической историографии (а тем более в советском культурном мифе) изображались как пламенные и беспорочные революционеры-аскеты, отринувшие всё личное ради служения народу.
Действительность, как обычно, была сложнее, а революционный аскетизм и походы в бордель более или менее уживались. Составитель и научный редактор книги, известный филолог Алексей Вдовин объясняет:
«В контексте мужской сексуальной морали XIX в. в таком поведении не было ничего необычного. <…> Более того, характерный для XIX в. так называемый двойной стандарт предписывал женщинам хранить целомудрие, а мужчинам — для поддержания физического здоровья до женитьбы (как минимум) пользоваться услугами публичных женщин».
С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из вводной главы «Культурная история проституции».
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]