«Мой фюрер! Оставайтесь на Волге!» Как военачальники в Третьем Рейхе построили карьеры, но мимоходом проиграли войну

Катастрофа масштаба Сталинграда была вопросом времени — если не на Волге, то где-то еще. Люди, контактировавшие с фюрером, быстро сообразили: чтобы сделать блестящую карьеру, куда выгоднее первым крикнуть «Будет исполнено, мой фюрер!», чем долго и нудно доказывать, почему это нереально. Так сделавшие карьеру люди проиграли войну
Источник: Bundesarchiv
Он воспитывался в штабе у Геринга. А тот, кто работает под началом какого-нибудь вождя, обязательно теряет инициативу. И ловкость приобретает, и аналитиком становится, но теряет способность принимать самостоятельные решения.
Юлиан Семенов, «17 мгновений весны»
Утром 10 января 1943 года советские войска начали операцию «Кольцо» по ликвидации окруженной в Сталинграде 6-й немецкой армии генерала Паулюса. Через неделю территория котла сжалась вдвое, немцы потеряли аэродром «Питомник», лишившись и так-то скудного снабжения, после чего их части стали разлагаться, а командиры дивизий открыто заговорили о капитуляции.
Разумеется, для широкой публики вне котла информация строго дозировалась, и тем не менее уже по обилию героических нот опытная аудитория геббельсовских СМИ поняла: дело труба. «В Сталинграде — 20 немецких дивизий, оголодавших, замерзших, вне укреплений, агонизирующих. Радиовещание теперь готовит почву для сообщения об их уничтожении. Должно ли было всё пойти так?» — писал в те дни в своем дневнике командующий 4-й армией вермахта генерал Хейнрици. Вопрос интересный, и ответ на него лучше начать издалека.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]