Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Казахский урок для России. Власть меняется не на выборах, но и не на площадях


Касым-Жомарт Токаев — казахский Кутузов. Сдал врагу Алма-Ату, заманил в ловушку и победил, молодец. Но нас интересует тот день, когда силовики оставили старую столицу Казахстана, и в сердцах российских наблюдателей зародилось это немного стыдное, но при этом, чего уж там, приятное чувство, когда хочется поймать известного политика Максима Каца, взять его за ворот и, глядя в глаза, спросить — Мирный протест, говоришь? Ботиночки снимать, говоришь? — а когда Максим Кац зажмурится, ожидая удара, — отпустить его ворот и слегка толкнуть его в грудь, чтобы он пошатнулся, а может, даже и упал.

Но этого чувства хватило на полдня, а дальше, как все помнят, была уже очередь Максима Каца выпячивать грудь и искать тех, кому не нравился мирный протест — что, мол, довольны теперь? А все отводят глаза, молчат в ответ, потому что (и, видимо, это исторический рекорд — обычно хоть кто-то бывает доволен) людей, которым бы понравилось случившееся в Казахстане, не существует в принципе. Силовики вернулись, зачистили Алма-Ату от протестующих, но зачищенных никому не жалко, потому что как-то так вышло, что брошенный силовиками город достался не тем протестующим, с которых начались газовые бунты, а черт знает кому, то ли выпущенным из тюрем уголовникам, то ли наемникам, то ли переодетым силовикам; Токаев блеет что-то про похищенные из моргов трупы, отдельно стоит помнить, как казахские власти опозорились с попыткой выдать за киргизского наемника известного джазмена пианиста Викрама Рузахунова, и нет, в общем, сомнений, что президент-фокусник обманул вообще всех, в том числе союзников по ОДКБ (которым, судя по всему, предстоит теперь эвакуироваться из Казахстана, хотя выглядело все так, будто завоевали), ну и на таком фоне вести вообще какой бы то ни было разговор о протесте, мирном или не мирном, просто глупо. Вышло хуже, чем в Белоруссии — там-то хотя бы понятный и честный трагизм, тупое насилие против массового протестного порыва, а тут — целый народ (ладно-ладно, недовольную часть народа) выставили стадом болванов, использовали как статистов в дворцовой интриге, и если вдуматься — это унижение хуже любых дубинок. Дубинка обрушивается на героя или на мученика. Интрига — на дурака. Токаев во имя своей власти выставил казахов дураками.

Но это их дело. А наше — хоть с Кацем, хоть с (его антагонистом, но и конкурентом, см. «фонарики») Волковым, хоть с коммунистами, — извлекать уроки. Когда ничего нельзя, можно извлекать уроки, и мы извлекаем. Вот уже три больших сюжета, если с Казахстаном.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.