Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Священномученик Косма Петриченко


Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было подвигом. Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступились ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы.

«Полит.ру» вспоминает тех, кто отдал свою жизнь за веру и чьими молитвами жива Русская церковь — даже если кроме имени до нас почти ничего не дошло.

Публикации подготовлены Кириллом Харатьяном (включен российскими властями в реестр иностранных агентов).

Священномученик Косма Петриченко

Косма Петриченко — крестьянский сын из слободы Рыбушка Саратовской губернии (ныне село Саратовского района). До революции занимался крестьянским трудом и не получил духовного образования. Будучи глубоко верующим человеком, прислуживал в местной Рождественской церкви и хорошо изучил богослужебный устав. После революции продолжал жить по-прежнему: занимался землепашеством, содержал хозяйство и в свободное время прислуживал в храме. Затем передал хозяйство дочери и подал прошение прошение о принятии священного сана.

В 1928 году был рукоположен во иерея новым Саратовским митрополитом Серафимом (Александровым), определен к Рыбушкинскому Рождественскому храму. В 1935 году церковь в слободе Рыбушка была закрыта, но отец Косма не прекращал своей пастырской деятельности. У себя на дому он собирал прихожан, совершал богослужения, читал сельчанам духовную литературу, крестил младенцев.

Односельчане очень любили своего простого и доброго священника: и старые, и малые. С детьми был ласков, все время угощал ребятишек чем-нибудь вкусненьким. Они звали его «дед Кузьма» и с удовольствием приходили в гости. Дом всегда был полон людьми, которые шли к отцу Косме за утешением, поддержкой, советом.

31 октября 1937 года он был арестован по обвинению в «антисоветской агитации под видом религиозных молебнов в домах колхозников» и препровожден в Саратовскую тюрьму. 2 ноября состоялся первый и единственный допрос арестованного К. Н. Петриченко, во время которого Рыбушкинский настоятель категорически отверг все возводимые на него обвинения. Вероятно, поведение подследственного в камере и на допросе было настолько твердым и непреклонным, что оперативники убедились в бессмысленности дальнейшего нажима. Больше отца Косму к следователю не вызывали.

На следующий день, 3 ноября, были допрошены пять свидетелей, которые дали нужные «следствию» показания. Все они носят неконкретный, вымышленный характер и почти дословно повторяют друг друга. Характерно, что ни одно из свидетельских показаний так и не было предъявлено арестованному и ни с одним из них отцу Косме не дали очной ставки. Вся следственная процедура носила откровенно подложный и формальный характер. 14 ноября было составлено обвинительное заключение «попа-кулака Петриченко Кузьмы Никифоровича», который «под видом религиозных молебн в домах колхозников проводил антисоветскую агитацию». В тот же день священник Косма Петриченко был приговорен к расстрелу постановлением судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области.

Расстрелян 16 ноября 1937 года в 22 часа, в Саратове. Место погребения мученика осталось неизвестным.