«Если вас не устраивает Путин, получите Кадырова». Чеченский общественный деятель Руслан Кутаев — о судьбе Чечни и ситуации в республике

После ареста жены чеченского федерального судьи Заремы Мусаевой и угроз обезглавить членов семьи Янгулбаевых чеченский политический режим и роль Чечни в составе России стали ключевыми темами политической повестки. Политик Илья Яшин создал петицию за отставку Рамзана Кадырова и записал резкий видеоролик с обращением к главе Чечни. Сам Кадыров в свою очередь высказывается на тему взаимоотношений России с Украиной и подчеркивает свои хорошие отношения с Владимиром Путиным и чиновниками правительства РФ. О том, что происходит в Чечне, Republic поговорил с чеченским общественным деятелем Русланом Кутаевым, бывшим вице-премьером правительства Чеченской Республики Ичкерия, президентом международного общественно-политического движения «Ассамблея народов Кавказа». После установления мира в республике Кутаев занялся легальной правозащитной и общественной деятельностью, но был обвинен по наркотической статье, сидел в чеченской тюрьме, был подвергнут пыткам и признан политзаключенным правозащитным центром «Мемориал» (внесен в реестр иностранных агентов).
«Есть сатанизация Кадырова»
— Если послушать недавнее обращение оппозиционера Ильи Яшина к главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову, можно подумать, что ситуация перезрела — нарыв лопнул. Кремлю пора что-то решать. У вас есть такое ощущение?
— Ничего не перезрело, ничего необычного, все идет в штатном режиме. Федеральные службы, которые курируют чеченские власти, четко знают, что происходит в республике. И их все устраивает.
Что касается Яшина, то я изначально думал, что он просто хотел пропиариться на теме преследования Кадыровым семьи Янгулбаевых. Но потом ознакомился с его деятельностью и понял, что он последовательно занимается разоблачением чеченских властей. И в этот раз от него прозвучали очень обоснованные обвинения в адрес Кадырова и его окружения. Однако нельзя не отметить, что похищения, пытки и убийства в Чечне идут уже 20 лет. Но на это не обращали должного внимания. И только когда чеченские правоохранительные структуры провернули то же самое в Нижнем Новгороде, забрав жену федерального судьи, тогда обратили внимание. В этом увидели знак того, что чеченские правоохранители переходят рамки закона не только в Чечне, но и на территории других регионов и посягают на людей другой национальности, а не только чеченцев. Я думаю, что Илью Яшина в первую очередь напряг этот факт — Кадыров вышел за пределы Чечни.
В то же время я должен сказать, что для Яшина нет опасности со стороны чеченских властей. У тех есть право действовать только в отношении чеченцев. Хотя, вероятно, теперь Яшин находится в списке врагов чеченской власти наряду с Игорем Каляпиным, Еленой Милашиной, Олегом Орловым и другими. Опасность для Яшина может исходить только со стороны федерального руководства, если оно заподозрит его в том, что он развернул слишком активную деятельность на поле оппозиции. И если с ним что-то случится, то это будет исходить от Кремля. А Кремль может вполне использовать для этого как чеченца, так и русского, бурята, якута — кого угодно. Так это было и в случае с Политковской и Немцовым. Я хочу, чтобы все услышали, в том числе и Илья Яшин: Кадыров без приказа из Кремля ничего делать не будет. Если Кремль захочет, то он сам разберется с Яшиным.
Руслан Кутаев
Фото предоставлено Русланом Кутаевым
— С подачи ряда политологов появился термин «чеченизация России». Кто-то позже перефразировал — «кадыровизация России». Отражают ли эти понятия взаимоотношения России с Чечней?
— Нет никакой «чеченизации России». Есть, я бы сказал, сатанизация Кадырова и его окружения. И все это происходит с подачи из Кремля. Это все делается, чтобы запугать жителей всей остальной России Чечней — если вас не устраивает Путин, то получите Кадырова. Так что берегите Путина. В этом и заключается смысл этого нагнетания.
И здесь нельзя не упомянуть и другое. Прокремлевские СМИ пытаются всему миру показать, что в Чеченской Республике идет борьба внутри общества. С одной стороны — Кадыров и его окружение, а с другой стороны — его противники. Ничего подобного. Я это воспринимаю как борьбу московских ставленников с чеченцами.
А что касается семьи Янгулбаевых, то как Кадыров получил мандат от Путина, так же и Янгулбаев получил мандат от него, чтобы стать федеральным судьей. Поэтому здесь конфликт интересов. Но любой назначенный чиновник в Чечне по рангу ниже, чем Кадыров. Это не касается только работников ФСБ, потому что это курирующее ведомство. Так что Янгулбаевы просто нарушили субординацию.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]