Дата
Автор
Дмитрий Кузнец
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Путин признал ДНР и ЛНР. Теперь один из главных вопросов: в каких границах? Если это весь Донбасс, война с Украиной неизбежна?

Очень короткий разбор «Медузы»

Alexander Ermochenko / Reuters / Scanpix / LETA

Владимир Путин объявил о признании независимости ДНР и ЛНР. Ранее на заседании Совета безопасности, посвященном этой теме, министр внутренних дел Владимир Колокольцев предложил признать самопровозглашенные республики в «исторических» границах Донецкой и Луганской областей Украины. Однако значительная часть этих территорий по итогам вооруженного конфликта 2014-2015 годов по-прежнему контролируется Киевом.

Решение о признании ДНР и ЛНР автоматически означает, что Россия считает принадлежащими «независимым республикам» всю территорию Луганской и Донецкой областей в границах начала 2014 года. В «конституциях» обеих «республик» написано, что их границы «остаются неизменными» с момента образования — то есть с «референдумов» 2014-го, когда «республики» решили, что они «равны» областям, хотя фактически это не так.

Таким образом, если Москва (гипотетически) с этим не согласна, в своем решении о признании независимости ДНР и ЛНР она должна отдельно прописать, что признает их только в действующих границах, без территорий, которые сейчас контролируются Киевом. Очевидно, ответ будет ясен уже в ближайшее время. Зампред комитета СФ по международным делам Андрей Климов заявил, что в договорах о дружбе и сотрудничестве речь пойдет «о тех территориях, которые находятся в установленных сегодня границах».

В 2019 году обе «республики» приняли законы о границах, в которых содержатся одинаковые положения:

  • Границы с Украиной соответствуют границам бывших областей в ее составе. Пока они устанавливаются «республиками» в одностороннем порядке, но в будущем должны быть закреплены договором с Киевом.
  • «Нерушимость границ» должна быть обеспечена в том числе военной силой.

В случае, если Россия подтвердит, что считает ДНР и ЛНР «равными» Донецкой и Луганской областям, «территориальные претензии» республик к Украине могут стать дополнительным рычагом давления (возможно, в какой-то момент и военного) на Киев.

На это уже прозрачно намекнул первый зампред комитета Госдумы по международным делам Вячеслав Никонов. По словам Никонова, Россия может «настоятельно попросить» официальный Киев «освободить» территории «республик»: «Я не исключаю, что если будет определена и принадлежность к ЛНР-ДНР территорий республик в их административных границах, то со стороны России может быть высказана настоятельная просьба покинуть эти границы украинским войскам. И тогда у них будет, на самом деле, очень нелегкий выбор».

Однако сам факт признания независимости ДНР и ЛНР Москвой не означает, что Россия обязуется «отвоевать» для них весь Донбасс. Да и сами «республики» в последние годы не предпринимали активных действий по «восстановлению границ». Такое двойственное положение — с «нерушимостью границ» и фактическим бездействием по поводу их реального установления — вполне может сохраниться и в «признанных» республиках.

Дмитрий Кузнец