Молодежь пошла: почему омикрон отправляет на больничные койки детей и подростков

Израиль. В конце января здесь также вышел отчёт, где было отмечено резкое увеличение частоты MIS-C, а только за один день произошло максимальное число госпитализаций с MIS-C. Израильский телеканал «Кан-11», ссылаясь на данные Минздрава, также сообщал о том, что участилось число случаев с MIS-C: только на конец января за одну неделю в больницы попало 10 детей с подозрением на мультисистемное воспаление (ещё за полторы недели до этого регистрировался всего один случай в неделю). Более поздних данных пока нет.
Германия. Университетская клиника в Йене регистрирует рост числа MIS-C. Если с начала эпидемии и до 2022 года было 10 госпитализаций с MIS-C, то за последние два месяца — уже 12: больше, чем за весь предшествующий период.
США. Врачи из разных штатов сообщают об увеличении числа случаев MIS-C. Детская больница Хелен ДеВос в Мичигане в январе рассказала о рекордном количестве госпитализаций с мультисистемным воспалением — по 4−5 в неделю. Рекордное число детских госпитализаций с MIS-C отметили в Нью-Джерси. В Оклахоме за эту волну MIS-C зарегистрировали у большего числа детей, чем в предыдущие волны; кроме того, главврач местной детской больницы рассказала о случаях госпитализаций детей с диагнозом «ковидный энцефалит» — с воспалением в мозгу, изменением психического состояния и судорогами. О росте случаев MIS-C сообщали и врачи Лонг-Айленда. В штате Нью-Йорк с 3 января по 14 февраля был зарегистрирован 71 случай MIS-C (10,5% от случаев за всё время) — с тенденцией к росту в последние недели.
Мягче для всех, кроме детей
Самое масштабное на сегодняшний день исследование опасности омикрона в сопоставлении с дельтой вышло в Англии в начале февраля, в числе авторов — Нил Фергюсон из Имперского колледжа Лондона и Томми Найберг из Кембриджского университета. Это исследование подтверждает то, что известно из прошлых публикаций: риск тяжёлого исхода при заражении омикроном значительно ниже по сравнению с дельтой: так, вероятность госпитализации на 59% ниже, вероятность летального исхода — на 69%. В группе 60−69 вероятность попасть в больницу понижена на 75% по сравнению с дельтой.
И это хорошая новость, однако есть в исследовании и ложка дёгтя. Это дети.
Так, если во всех возрастных группах вероятность тяжёлого течения при омикроне ниже, то среди детей до 10 лет это не так. У детей риск госпитализации при омикроне даже несколько выше, чем при дельте (но абсолютный риск попасть в больницу всё равно значительно ниже, чем среди пожилых).
В совокупности с высокой заразностью, отсутствием каких-либо сдерживающих мер и низким покрытием детей вакцинами это, по-видимому, во многом и определяет такой резкий рост детской заболеваемости и госпитализаций во всех до единой странах.
Вакцинация
Ещё одна из причин, по которым госпитализации среди детей показывают такой непропорциональный и быстрый рост, — это меньшая защита. Переболевших среди детей, как правило, меньше по сравнению с взрослыми, детей до 5 лет вакцинируют в считанных странах, а среди 6−18-летних доля привитых везде ниже, чем среди взрослых.
Исследования показывают, что вакцинация значительно снижает риск госпитализации среди детей. Так, в недавнем отчёте CDC показатель госпитализации среди непривитых подростков в возрасте 12−17 лет оказался в 6 раз выше, чем среди полностью вакцинированных — это уже при омикроне. То же демонстрирует и недавнее израильское исследование.
Другой отчёт от CDC показал, что две дозы вакцины Pfizer снижают на 91% риск развития мультисистемного воспалительного синдрома. В свежем датском отчёте также рекомендуется вакцинировать детей от 5 до 11 лет, поскольку прививки предотвращают MIS-C.
Что в России? мРНК-вакцин как не было, так и нет, а по «Спутнику» данные об эффективности среди детей отсутствуют. Учитывая эффективность «Спутника» для взрослых, есть основания полагать, что для детей он также снижает вероятность тяжёлого течения. Но насколько, до какой степени, и каково здесь соотношение пользы и риска — это неизвестно (для примера — детальный британский отчёт с оценками за и против вакцинации детей; здесь можно дискутировать, соглашаться с доводами или нет, но принципиален сам подход).
Впрочем, в России проблема не только с открытостью, но и с доступностью вакцины. Вплоть до конца января защитить детей было нечем: несмотря на то, что «Спутник М» для детей 12−17 лет зарегистрировали ещё ещё 24 ноября, и уже с ноября планировался выпуск в гражданский оборот, следующие два месяца вакцинации не было.
Первые партии стали поступать в регионы только в двадцатых числах января — в разгар волны омикрона. Партии микроскопические, распределения между детьми из групп риска практически нигде нет, и первые поставки во многих регионах уже израсходованы.
В Свердловскую область поступило 2,4 тыс. доз — уже в первые дни только в Екатеринбурге было 8 тыс. заявок на вакцинацию. Вакцина закончилась за неделю, на сегодня в очереди 15 тыс. человек, приём заявок закрыт, а новая партия «может поступить» в конце февраля.
Владимирская область получила 720 доз — на конец января в очереди было уже 5000 человек, вакцины не хватает. На Ямале, куда пришло 480 доз, на детскую вакцинацию записалось уже 3000 человек.
В Алтайском крае вакцину между детьми из групп риска не распределяли, первыми прививались дети медиков. В Екатеринбурге — ученики элитного лицея.
«Спутник М» везде в дефиците, а в регионах повсеместно ожидают новые поставки (когда те будут — неизвестно): в Башкириии, Татарстане, Орловской области, Курской области, Свердловской области и др.
Затянувшееся начало детской вакцинации, закрытость данных по «Спутнику», проведение клинических испытаний «Ковивака» на детях при отсутствии отчётов об испытаниях на взрослых, отсутствие работы с уязвимыми группами, отсутствие вменяемых ограничительных мер, декларации о фантастической мягкости омикрона и его неспособности привести в больницу — всё это усугубляет проблемы с доверием и усиливает эпидемический нигилизм населения. И это будет дорого нам стоить.
За это Россия уже заплатила более чем миллионом избыточных смертей — и продолжает платить повышенной смертностью.
Теперь, видимо, добавляется ещё и здоровье детей.
Коронавирус же, как известно, «чудо чудесное», и для детей он совсем не опасен. Особенно если это беззубый и ласковый омикрон.