Дата
Автор
Александра Чунова, Юлия Старостина
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Сценарий отыграть обвал — выглядит сейчас мечтой». Спросили экспертов, что делать с деньгами и акциями

В некоторых отделениях банков и в банкоматах в Москве, которые посетили корреспонденты The Bell, заканчиваются доллары и евро. Внутрибанковские курсы на обмен валют в среднем подскочили до 86-86,5 рубля за доллар и 96-97 рублей за евро. Мы спросили в банках, как обстоят дела с валютой, а у аналитиков и финансовых консультантов — как наиболее рационально вести себя с деньгами сейчас.

Операторы «Тинькофф», Сбербанка и Альфа-банка в нескольких отделениях в разных районах Москвы сообщили корреспондентам The Bell, что со стороны клиентов наблюдается повышенный спроси и в отделениях и банкоматах заканчивается валюта. Внутрибанковские курсы на обмен валют в среднем подскочили до 86-86,5 рубля за доллар и 96-97 рублей за евро. Индекс Мосбиржи к 17:00 падает на 36%. Мы спросили у аналитиков, что сейчас населению имеет смысл делать с деньгами. Многие из них отказались от комментариев, сославшись на то, что в ситуации военных действий делать прогнозы бессмысленно, но некоторые согласились поделиться базовыми советами.

Антон Табах, главный экономист «Эксперт РА»

Пространство для колебаний курса рубля, естественно, есть всегда. Но если мы рассуждаем в категории вероятностей, худшее, чего все боялись, случилось. Дальше все будет зависеть от того, что будет проходить во внеэкономическом поле, от санкционного режима и от действий ЦБ.

В отличие от 2014 года, ЦБ пока действует очень четко и скоординированно. В этом ему нельзя отказать. Оперативно запущены меры по поддержанию ликвидности и по поддержке рубля, чтобы все не пошло вразнос. Надо ли будет срочно повышать ставку, вопрос пока открытый. Решение будет зависеть от того, насколько эффективными окажутся другие меры. Например, в Казахстане с утра ставку уже повысили на 3.25 п.п. — и это будет ориентиром.

Судя по тому, что происходит, рубль — с учетом цен на экспорт, с учетом ситуации, с учетом полных закромов и процентных ставок — скорее всего, будет наименее пострадавшим рынком.

Рынок ОФЗ страдает по полной (доходность по самым коротким выпускам выросла до 17% — The Bell), у ЦБ есть достаточно большие возможности его стабилизировать, просто это не делается быстро. Вспомним 2020 год, когда стабилизация рынка ОФЗ заняла где-то 1,5-2 месяца. Рынок акций будет отражать настроения, в первую очередь геополитику.

Наталья Смирнова, инвестиционный советник

С рублем сейчас лучше ничего не делать. Что касается рублевых вкладов — изымать их сейчас смысла нет, рубли и рублевые вклады затронуты санкциями не будут. Снимать деньги и закупаться валютой сейчас я бы тоже не стала — ЦБ проводит валютные интервенции на рынке, и можно сильно обжечься. Если у вас валютные вклады в госбанках, которые с большой степенью вероятности могут оказаться под санкциями, можно попробовать забрать деньги и хранить пока в кэше.

Ведущий аналитик отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков

Рубль пока далек от панических значений, поскольку ЦБ проводит валютные интервенции. В данном случае мы пока не можем говорить о конкретных прогнозах в условиях крайней неопределенности. Однако усилия Центробанка говорят о том, что есть задача удержать курс в разумных рамках.

По поводу сбережений можно рекомендовать следующее: воздержаться от продажи валютных накоплений, частично конвертировать рублевые сбережения в валюту. В акциях, если вообще рассматривать сейчас покупку, стоит смотреть только на компании, которые в большей степени ориентированы на внутренний рынок. Российская экономика никуда не денется, а значит компании, обеспеченные внутренним спросом, продолжат зарабатывать. После стабилизации рынка котировки таких акций неизбежно вырастут.

Рынок пока исходит из предположения худшего. Просадка по многим бумагам на 50% и более привела к тому, что текущий рынок можно оценить в две годовые прибыли компаний. Однако в условиях панических продаж сложно говорить, что дно уже достигнуто.

Владимир Савенок, гендиректор группы «Личный капитал»

Валюту нужно иметь сейчас обязательно. Причем, если суммы небольшие (до 5000 долларов), лучше держать их не в банке, а дома или где-то еще поблизости. Часть рублевых сбережений можно потратить на покупку ОФЗ со сроком до 3-5 лет. ОФЗ, как и валюту, лучше покупать частями — немного сегодня, далее — когда будет определенность с решением ЦБ по ставке.

По российским акциям моя позиция — не влезать в них до тех пор, пока не придут хоть какие-то обнадеживающие новости. Рынок не будет сильно расти, пока идут военные действия, а может продолжить и дальше падать. Самый неблагоприятный прогноз — закрытие рынка вообще — это кажется невозможным, но и про войну мы тоже также думали.

Наталья Малых, руководитель отдела анализа акций ФГ «Финам»

Дать прогнозы по индексам и дальнейшим действиям для инвесторов довольно сложно в боевых условиях. С одной стороны, жалко продавать акции по таким низким ценам, но, с другой, на Украине практически каждый день случается новая точка невозврата, и мой базовый сценарий — дальнейшая просадка индексов и рубля за счет выхода инвесторов из акций и облигаций, новых маржин-коллов и срабатывания стоп-лоссов. Временную поддержку рынок может получить за счет интервенций ЦБ, и также нельзя исключать, что будут влиты средства государственных фондов. В любом случае, я бы воздержалась от маржинальной торговли и усреднений. Сценарий отыграть обвал полностью — выглядит сейчас мечтой. В лучшем случае, рынки смогут частично восстановиться, если стороны сядут за стол переговоров.

Станислав Мурашов, макроаналитик Райффайзенбанка

Движения курса рубля будут зависеть от того, каким образом сложится ситуация с санкциями, то есть какие санкции будут применены, это ключевой вопрос. Интервенции ЦБ помогают снижать спекулятивные риски, но в любом случае, если отток капитала на этих санкциях продолжится, будут риски и дальнейшего снижения рубля. Что касается стабильности банковского сектора, ЦБ предоставляет специальные меры для его поддержки. Для банков санкции не является неожиданностью, они готовились к сценарию эскалации, и у них есть определенный запас прочности.