Дата
Автор
Юлия Старостина
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Санкции против резервов ЦБ. Что будет с рублем?

США и Евросоюз в ночь на 27 февраля объявили о введении санкций в отношении международных активов Банка России. Внутрибанковский курс доллара в некоторых банках уже превышает 100 рублей, евро — 110 рублей. Что будет с рублем дальше?

Что случилось?

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в ночь на 27 февраля сообщила о решении «парализовать» активы российского ЦБ за рубежом. «Это заморозит его транзакции. И лишит его возможности реализовать эти активы», — заявила она.

Из последовавшего заявления Белого дома следует, что США также вводят ограничительные меры, которые не позволять ЦБ использовать его международные резервы для подрыва влияния санкций против России.

Официальные документы США и ЕС, вводящие санкции против ЦБ, пока не опубликованы. Юридически точных формулировок ограничений пока нет.

Что известно о международных активах ЦБ

Международные резервы РФ до начала военной операции (по состоянию на 18 февраля) составляли $643,2 млрд. На 1 февраля:

  • $311 млрд резервов было размещено в иностранных ценных бумагах
  • $152 млрд — в наличной валюте и депозитах в банках за рубежом
  • порядка $30 млрд хранилось в резервах в Международном валютном фонде (МВФ) в специальных правах заимствования (SDR, расчетная единица МВФ)
  • еще $132 млрд хранилось в золоте на территории России

ЦБ публикует валютную и географическую структуру своих активов с лагом в полгода. То есть сейчас доступно распределение по состоянию на 30 июня 2021 года. Стараясь предотвратить ущерб от возможных санкций, регулятор за последние годы резко сократил долю доллара в своих международных резервах — с 45% в 2013 году до 16,4% на 2021-й.

В середине 2021 года доля евро в резервах составляла 32,3%, юаня — 13,1%, фунта — 6,5%, золота — 21,7%, прочие валюты — 10%.

Действующая структура активов ЦБ может отличаться. Регулятор мог продолжить «перекладывать» резервы в более безопасный юань и золото. Кроме того, Банк России 24 февраля начал продажи валюты для поддержания курса рубля, но не раскрывал сколько на это потратил (валютные интервенции Банк России не проводил с 2014 года). За счет действий ЦБ на закрытии торгов 26 февраля доллар стоил 83 рубля.

Можно заметить расхождение: в долларах по состоянию на середину 2021 года хранилось 16,4% резервов (или $96 млрд), а в юрисдикции США лишь 6,6% (или $38,6 млрд). Оно может объясняться тем, что ЦБ мог вложиться в долларовые облигации зарубежных банков (например, в долларовые облигации Банка развития Японии, так как доля активов ЦБ в японских иенах ниже, чем доля активов в юрисдикции Японии). Одновременно ЦБ мог держать часть казначейских облигаций США в депозитариях других стран.

Если США, ЕС и Великобритания заблокируют активы ЦБ, регулятор может лишиться доступа к почти 60% ($340 млрд) своих резервов (исходя из данных на середину 2021 года, без учета возможных переводов средств в юань позднее), приводит оценку РБК. Ее корректность The Bell подтвердил главный экономист одного из зарубежных банков на условиях анонимности.

Что будет с рублем

При полной заморозке резервов, размещенных в долларах, евро и фунтах стерлингов (до публикации документов утверждать, что развитие событий будет именно таким, рано) у Банка России для поддержки рубля остаются только золото, юани и резервы в МВФ (SDR). Китай не присоединялся к объявленным санкциям в отношении Банка России.

Крупнейшие российские банки в воскресенье уже повысили свои внутренние обменные курсы доллара выше 100 рублей, евро — выше 110 руб. Сбербанк в своем приложении по состоянию на 16:15 по Москве предлагал приобрести доллары за 99,49 рублей, евро — за 110,49 рублей, ВТБ доллар — за 105 рублей, евро — 115 рублей, Тинькофф доллар — 114,8 рублей, евро — 125 рублей.

Что может сделать ЦБ для поддержки рубля?

Чтобы предотвратить обвал курса, скачок инфляции и затормозить вывод капитала, вероятно, будут необходимы меры валютного контроля — именно их следует ожидать от ЦБ, поделился своим мнением с The Bell главный экономист одного из российских банков, попросивший об анонимности.

Нельзя исключать ограничений на покупку валюты — в заявлении ЦБ после объявления о санкциях против резервов не было упоминаний про предоставление валютной ликвидности, сказал The Bell главный экономист одного из зарубежных банков, также пожелавший сохранить анонимность. «Из всего меню стабилизационных мер остаются банковские каникулы, ограничения на выдачу, заморозка, принудительная конвертация в рубли», — сказал он. Принудительная конвертация рубля компаниями и населением, по его мнению, остается крайней мерой: «Не думаю, что мы в этом сценарии пока. Сначала могут быть введены некоторые ограничения на операции в валютах для корпоративных клиентов банков, только потом для населения».

«В перспективе можно ожидать введения мер по контролю за движением капитала, то есть ограничений на вывод капитала из страны», — сказал The Bell ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов. Ограничения на покупку валюты, по его мнению, «это крайний вариант».

«Можно ожидать остановки торгов, а также введение ограничений на покупку валюты», — сказала The Bell экономист «Ренессанс Капитал» по России и СНГ Софья Донец.

«Есть поддержка со стороны экспортеров, которые продают валютную выручку, поэтому пока что на первое время хватает. Кроме того, есть долларовая наличность ЦБ, которая не заморожена», — напоминает макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. «В таких условиях ЦБ может ввести какую-то форму контроля за движением капитала, ужесточить валютный контроль», — согласен он.

На запрос The Bell пресс-служба ЦБ оперативно не ответила.