«Буду приунывать и сокращать расходы»
Читатели «Медузы» — о том, как санкции (и ответные меры) изменили их жизнь
Вторжение России в Украину вызвало жесткие санкции со стороны Запада. Курс рубля рухнул, некоторые банки отключают от SWIFT, золотовалютные резервы ЦБ за рубежом заблокированы. Мы попросили наших читателей рассказать, как санкции (и ответные меры) уже повлияли на их жизнь и что они планируют делать дальше. Публикуем истории с небольшими сокращениями.
Анатолий
Москва
После начала войны принял решение покинуть руководящий пост в компании, работающей под санкциями. Потерял довольно неплохой источник дохода.
Страшно. В семье сейчас раскол — супруга не хочет покидать Россию. В отличие от меня. Нет понимания источников для финансирования образования четырех детей.
В планах пока миграция. Если не удастся — перепрофилируюсь на услуги населению и что-либо не связанное с ОПК (оборонно-промышленный комплекс, — прим. «Медузы»).
Сергей
Санкт-Петербург
Из-за инвестиций в российские акции я потерял все свои сбережения. До последнего не хотел уезжать из России, но теперь, кажется, другого выбора нет, если хочешь жить не в изоляции, как в Северной Корее.
Андрей
Москва
Я разработчик игр, делаю игры для ПК и распространяю через Steam. Платформа переводит деньги на расчетный счет только через SWIFT. Похоже, это конец для отечественного геймдева. Придется открывать счет в таком банке, где будет работать SWIFT. В противном случае я не смогу получать деньги от проданных игр.
Катя
Москва
Работаю в небольшой компании — импортере алкоголя. Из-за скачков рубля остановлены все поставки с сегодняшнего дня. Руководство молчит. Я буду делать то же, что и раньше. Усердно работать, быть честной с собой, любить своих близких и заботиться о них.
Полина
Москва
В кафе не считался мой Apple Pay, оливковое масло в лавке, где я привыкла его покупать, подорожало на 20%, отпуск в Будапеште, который я планировала на май, не состоится.
Буду приунывать, заводить карту «Мир» и сокращать расходы.
Катерина
Германия
Я живу в Германии, но мои питомцы остались в России. Я должна была забрать их в мае, но теперь, когда «воздух» закрыт, они будут вынуждены находиться в России и я не смогу их забрать. Или это выйдет мне в круглую сумму. Придется ждать окончания этой вакханалии.
Мария
Москва
Моя работа связана с международными культурными проектами. Сейчас она полностью остановилась. Возможно, и наша организация просто закроется: иностранные участники не готовы приезжать в РФ. Думаю о том, чтобы уехать из страны.
Виктория
Крым, Симферополь
Моя зарплата напрямую зависит от недвижимости в России. Если сейчас будут очень подниматься цены на нее и ставки на ипотеку, не факт, что у моих работодателей будет возможность платить мне. Я собираюсь уехать из страны. Быть беженцем.
Диана
Санкт-Петербург
На мне сказались не столько санкции, сколько блокировка и ограничение зарубежных сервисов. Я студент и с сегодняшнего утра не могу получить доступ к Google-презентациям и многим другим необходимым вещам. Война не должна касаться науки.
Буду пользоваться VPN и альтернативными сервисами, хоть это и неудобно.
Наталья
Ставрополь
Разрушили в хлам мое психическое здоровье, наградили паникой и перманентным страхом завтрашнего дня. Планирую бежать в Китай.
Артем
Краснодар
Овсянка моей любимой марки подорожала в полтора раза… Овсянка! Российский продукт! Я не поверил своим глазам. Об обновлении компьютера и говорить не приходится — я успел купить лишь SSD-диск в воскресенье, а на следующий день он стал стоит в два раза дороже. Также прекратил покупать игры в Steam и в целом цифровой контент на иностранных площадках. Ведь его могут отобрать в любой момент.
Буду больше работать и покупать более дешевую овсянку.
Мария
Из Санкт-Петербурга, сейчас в ЕС
На данный момент нахожусь в стране ЕС, здесь живет мой молодой человек. Теперь я не знаю, как мне возвращаться домой, а когда вернусь, то смогу ли снова с ним встретиться и когда. Да и с зарплатой в рублях в Европе теперь совсем тяжко. Думаю, стоит ли вообще возвращаться домой.
Александр
Новосибирск
Препараты от тревожности подорожали в два раза (а они российские). Даже бороться с эмоциями становится сложно. Стараюсь не тревожиться понапрасну.
Владимир
Санкт-Петербург
Я занимаюсь спортивной одеждой для фитнеса. Привожу товары из Европы. Как только началось большое скопление железа на границе с Украиной, европейские партнеры обрезали все кредитные линии и ужесточили условия сотрудничества. Сейчас в условиях санкций и резко возросшего курса валюты стоимость на мою продукцию вынужденно увеличилась на 20–30%. Потребуется пара месяцев, чтобы восстановиться.
Пока пытаюсь заткнуть возникшие дыры. Не представляю, как теперь доставлять товар из-за границы. Ни о каких релизах новой коллекции уже не мечтаем. Пережить бы этот ужас.
Александр
Ростов-на-Дону
Я работаю на иностранных онлайн-сервисах, и где-то уже отключена возможность оплаты из России, где-то пропал русский язык. Часть заказов на мои услуги отменилась, так как у людей сильно поменялись приоритеты.
Несколько дней я не мог ничего делать. Мои накопления в акциях и прочих инструментах за неделю уменьшились на 30%. Я не смог добраться в Москву до любимой женщины на самолете. Думаю про поезд, но это совсем другие деньги и времени больше потрачу. Но все это мелочи на фоне того, что переживают люди в зоне боевых действий, конечно.
Буду продолжать выполнять все свои обязательства. По максимуму сохранять уровень потребления, особенно услуг. Усиливать связи с друзьями и близкими.
Анна
Самара
Я иллюстратор и долгое время работала на фрилансе, получая заказы за рубежом. Множество фрилансеров в этой сфере делает именно так. Теперь практически все мы с огромной вероятностью останемся без дополнительного, а для кого-то и основного дохода.
Вариантов в такой ситуации не очень немного, но, скорее всего, я буду искать обходной путь.
Марина
Москва
Самое ужасное для нас как ни ужасно это ответные санкции. Мы с мужем получаем зарплату из Европы и Америки. Непонятно когда мы получим ее в следующий раз, так теперь еще и будем вынуждены продавать ее государству, возможно за бесценок?
Артур
Сахалинская область
Цены в регионе довольно сильно выросли, О покупке бытовой техники и потребительской электроники можно и не мечтать. Из-за повышения цен и отсутствия в магазинах. Жить стало страшно, у нас пропали все надежды на будущее.
Будем адаптироваться к новым реалиям, надеяться, что вскоре убийство украинцев прекратится. Слава Украине! Нет войне!
Татьяна
Москва
Самое болезненное — курс доллара: теперь мы с мужем снова получаем меньше тысячи каждый. Как ни старайся, в этой стране ты никогда не сможешь обогнать инфляцию и невероятную самоуверенность властей. В этом году мы хотели поехать отдыхать впервые за два года — раньше мешала пандемия, теперь война.
Решили уезжать. Муж — еврей по бабушке, будем репатриироваться в Израиль.
Руслан
Воронеж
Я живу в Воронеже, поэтому ответных санкций от Кремля боюсь больше, чем от ЕС и США. Если серьезно, то за последнюю неделю почти при любой покупке я жалею, что не сделал этого раньше, курс рубля оставляет желать лучшего. Уверен, это докатится до всех сфер экономики и до всех слоев населения, пусть даже сейчас некоторые и бравируют, что санкции им нипочем. Реальный ущерб для качества жизни нам пока представить сложно. Мы все еще в самом начале «крутого пике».
Меняю работу, буду искать дополнительные подработки. Уезжать из страны не собираюсь. Есть внутри это шевчуковское чувство «а она нам нравится, хоть и не красавица». Хочу наблюдать за происходящим в мире из родного для меня города.
Артем
Сочи
Ресторан, где я работал поваром закрылся потому что основным блюдом была корейская жаренная курица. Панировка, маринад, соусы — все из Кореи. Да даже фритюрница от туда. С таким курсом нет возможности закупа за границей.
Сейчас ищу работу. А к 2024 году с женой планируем миграцию в ближнее зарубежье.
Анастасия
Москва
Хотели расшириться, взять квартиру побольше у нас двое детей!
Выбрали квартиру легли спать должна быть сделка , проснулись — война. Покупку отменили, переживаем остаться вообще без средств для жизни. Супруг работает в маленьком банке у них остановили работу на несколько дней. Как работать, непонятно.
Пока наблюдаем, каша в голове и страх. Хочется бежать, но стараемся не падать духом и поддерживать друг друга хотя бы в семье.
Елена
Самарская область
Мы с сыном лежим в онкологии, скоро ему будут делать операцию и нужен эндопротез. Подобные изготавливают только за границей, каждый делается индивидуально под заказ. Что будет теперь — неизвестно. Врачи не знают, получится ли заказать, и если да, то успеют ли его сделать и привезти во время, ведь операция должна пройти в строго определенные сроки.
Я в этой ситуации абсолютно ничего не могу сделать. Врачи надеются, что там все понимают, что онкобольные дети ни в чем не виноваты.
Анна
Таганрог
Я пью дорогостоящее лекарство, которое производит Pfizer. Уже вчера я с трудом купила несколько пачек в разных аптеках города. Что будет с ценами дальше, предугадать несложно. Я останусь без возможности лечиться качественными препаратами.
Константин
Калининград, Омск
Мой бизнес парализован. Не столько санкциями, сколько отсутствием понимания, что будет завтра. Сегодня с трудом выдал зарплату людям. Но не всю и не всем.
Остается ждать. Больше делать нечего!