Украина предлагает новый договор о гарантиях безопасности. «Макдоналдс» закрывает рестораны в России. Зеленский цитирует Черчилля: «Мы не сдадимся»
Главное о тринадцатом дне войны
8 марта началась эвакуация из города Сумы, где ночью в результате обстрелов погиб 21 человек. Вечером в Полтаву выехала уже вторая эвакуационная колонна. Всего, по сообщению областных властей, из города эвакуированы около 3,5 тысячи человек. По другим возможным маршрутам, в том числе из Мариуполя, позитивных подвижек не было. Стороны, как и прежде, обвинили в срыве процесса друг друга. К обычным обвинениям со стороны Минобороны РФ добавились упреки в адрес Киева в нежелании согласовывать эвакуацию украинцев на территорию России. Власти Мариуполя заявили, что российские войска попробовали воспользоваться гуманитарным коридором для прорыва в город.
Владимир Зеленский и его партия «Слуга народа» высказались о духе возможных будущих договоренностей с Россией — в том числе связанных с Крымом и Донбассом.
«Для меня важно, как там [в Донбассе] будут жить люди, желающие быть в составе Украины. <…> Мы не можем признать, что Крым — это территория России. Думаю, РФ будет сложно признать, что это территория Украины. Думаю, мы достаточно разумны, чтобы решение этих двух вопросов не вызвало каких-либо революций внутри обществ, чтобы этим решением были удовлетворены люди: и те, кто живет на тех территориях, и те, кто живет в Украине», — заявил Зеленский ABC News.
Позже в партии «Слуга народа» пояснили позицию Зеленского: Украина не воспринимает ультиматумы и не откажется от своей земли, однако «Крым, Донецк и Луганск оккупированы уже 8 лет» и «нужно определиться, каким образом будет урегулирована жизнь людей на этих территориях».
В том же интервью Зеленский высказался за заключение в будущем коллективного договора о безопасности Украины с участием всех соседей, Турции и «ведущих государств» мира — США, Франции, Германии. «Это будут гарантии не только Украине. Это будут гарантии и России, о которых она постоянно говорит. Хотя я не знаю, от кого она защищается», — сказал он. В заявлении «Слуги народа» к этому добавили:
«Понятно, что в сегодняшних условиях это звучит абсурдно, учитывая российское вторжение. Но наши вооруженные силы отобьются от врага, и нужно будет гарантировать дальнейшее мирное развитие Украины. Тогда будет важно, чтобы Россия поставила свою подпись под гарантиями нашего суверенитета вместе с другими гарантами».
Зеленский выступил в британском парламенте по видеосвязи. Он сравнил войну в Украине с войной Великобритании против нацистской Германии и сделал отсылку к знаменитой речи Уинстона Черчилля 1940 года, которая вошла в историю под названием «Мы будем сражаться на пляжах»:
«Я хотел бы напомнить вам о словах, которые Соединенное Королевство уже слышало и которые снова важны. Мы не сдадимся и не проиграем. Мы будем сражаться до конца, на море и в воздухе, мы продолжим сражаться за нашу землю любой ценой. Мы будем сражаться в лесах, в полях, на побережье, на улицах», — сказал Зеленский.
Запад решил (постепенно) отказываться от российских энергоносителей. Президент США Джо Байден ввел запрет на импорт российских нефти и газа, британский премьер Борис Джонсон анонсировал полный отказ от российской нефти до конца 2022 года. В Евросоюзе на такие резкие меры не пошли, но там хотят сократить к концу года потребность в российском газе на две трети. Кроме того, там разработали черновой план отказа от российских ископаемых видов топлива до 2030 года.
Еще несколько заявлений о приостановке работы в России. «Макдоналдс» временно закрывает все свои 850 российских ресторанов (продолжая платить зарплату 62 тысячам сотрудников). LʼOreal приостановила работу магазинов, находящихся под ее прямым управлением. Компания Unilever, которой принадлежат десятки известных пищевых и хозяйственных брендов, продолжит продажу товаров, производимых в России, однако остановит экспорт. Исключением оказалась компания Cloudflare, которая предоставляет услуги доставки контента и защиты от DDoS-атак. Там пришли к выводу, что уход из России не навредит правительству РФ, но ограничит доступ россиян к информации и сделает их более уязвимыми перед давлением властей.