«Создание условий для объединения РФ и Украины». После митингов в захваченных Россией городах стали пропадать чиновники и активисты
Несколько городов на юге Украины, в Херсонской и Запорожской областях российской армии удалось захватить в первые дни войны. «Медиазона» коротко собрала, что там происходит на третьей неделе вторжения: митинги теперь запрещены, начались задержания и похищения, телевидение передает только российские каналы, где-то звучит гимн СССР и появляются красные флаги, а по радио крутят обращение военной администрации о «создании условий для объединения Российской Федерации и Украины».
Мелитополь, Запорожская область: похищения и российское телевидение
«Военно-гражданская администрация Мелитополя в целях предотвращения правонарушений и обеспечения безопасности временно запрещает митинги и демонстрации. С 18:00 до 6:00 вводится комендантский час», — раздается из динамиков, установленных на военной машине с символом Z, разъезжающей по центру Мелитополя.
«Мелитополь — Украина! Домой! Домой!» — кричат собравшиеся на площади люди с украинскими флагами. Митинги идут в городе с 26 февраля, когда город захватили российские войска. Первые дни военные демонстрантам не препятствовали. Ситуация накалилась 11 марта, когда появились сообщения о том, что люди в военной форме похитили мэра города Ивана Федорова, который отказывался сотрудничать с российскими военными и настаивал, что «Мелитополь временно оккупирован».
«Надели пакет на голову и увезли», — так описывало похищение издание «Мелитопольские ведомости». На опубликованной замглавы Офиса президента Украины видеозаписи заметно, как группа военных выводит из здания человека в темной одежде и с черным мешком на голове.
Куда увезли Федорова, неизвестно. Но уже в день похищения генпрокуратура самопровозглашенной ЛНР объявила, что расследует против него уголовное дело, подозревая главу запорожского города в том, что он «оказывал финансовую и иную помощь запрещенной националистической организации ».
«Где наш мэр?!» — скандируют теперь люди на площади.
На следующий день после пропажи мэра по сети и украинским медиа стало распространяться обращение депутата горсовета от пророссийской партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Галины Данильченко. «Мелитопольские ведомости» писали, что видео показали на местном телевидении, которое находится под контролем российских военных, перед обращением Данильченко представили как исполняющую обязанности мэра. Данильченко говорит, что основной задачей сейчас «является подстроить все механизмы под новую действительность, чтобы как можно быстрее начать жить по-новому».
«Несмотря на все наши усилия, в городе есть еще люди, которые пытаются дестабилизировать ситуацию, которые призывают вас к экстремистским действиям. Я вас прошу, будьте благоразумны не поддавайтесь на провокации», — предостерегла она горожан, объявила о создании «комитета народных избранников». На другом видео она поблагодарила главу Чечни Рамзана Кадырова за «гуманитарную помощь».
«На сегодня мы ощущаем острый дефицит в получении достоверной информации, поэтому с сегодняшнего дня на территории Мелитополя и Мелитопольского района начинается цифровое вещание российских телеканалов. Перенастраивайте свои телеприемники и получайте правдивую информацию», — говорит Данильченко в другом обращении.
В субботу 13 марта горожане снова вышли к захваченному военными зданию администрации, требуя освободить мэра Ивана Федорова. Прямо во время акции, как утверждают ее участники, похитили активистку Ольгу Гайсумову.
«Подъехала черная Нива, из которой вышли черные люди, запихнули в автомобиль руководителя митинга Ольгу Гайсумову и бросили светошумовую гранату», — утверждает другая участница митинга Татьяна Кумок. В своем телеграм-канале активистка рассказывает, что работала дизайнером свадебных платьев в Тель-Авиве, но начало войны застало ее в родном Мелитополе, и теперь она участвует в митингах.
На митинге 14 марта, пишет Кумок, тоже задерживали активных участников: «Сегодня в городе Мелитополе солдат русской армии разорвал украинский флаг. Желающих пройти на площадь Победы горожан агрессивно разворачивали назад и отбирали украинскую символику. Двух человек — пожилого мужчину и парня — затолкали в машину оккупантов. Задержания продолжаются — за людьми гонятся на улицах и заталкивают в автозаки». На одном из сделанных активисткой видео заметно, как военные заталкивают в грузовик мужчину в гражданской одежде, а какая-то девушка пытается им помешать и хватает силовика за руку.
Сколько человек было задержано неизвестно. РИА «Мелитополь» также писало о задержаниях, но сообщало о молодом человеке и девушке Ирине Безугловой, которую позже отпустили. Сама Безуглова в фейсбуке писала, что из автозака одного «мальчика выпустили», но там осталось еще двое.
В воскресенье появились сообщения о похищении еще двух представителей власти: депутата Запорожского областного совета Лейлы Ибрагимовой и главы районного совета Сергея Прийма — местные СМИ утверждают, что после обыска военные увезли Прийму в неизвестном направлении. Это сообщает и Центр противодействия дезинформации при Украины.
Пропадают чиновники не только в Мелитополе, но и в области — так, глава Запорожской областной военной администрации Александр Старух написал, что военные увезли мэра города Днепрорудного Евгения Матвеева.
Херсон, областной центр: в ожидании ХНР
Каждый день митинги проходят и в занятом 2 марта российскими военными Херсоне и других городах области. Но и там, возможно, начались запреты. Украинская уполномоченная по правам человека Людмила Денисова опубликовала фото документа, подписанного «военным комендантом» Новой Каховки — в нем говорится, что в Новой Каховке, Таврийске и Каховке (города расположены в 50-100 км от Херсона) вводится комендантский час с 18 до 7 часов, а также запрещается «проведение несанкционированных митингов, шествий, собраний и пикетирований».
Как и в Мариуполе, в Херсонской области начали пропадать активные горожане. 12 марта в Каховке исчез журналист газеты «Новый День» Олег Батурин. Как пишет областная прокуратура, к его исчезновению, вероятно, «военнослужащие ВС РФ и лица незаконных военных формирований». На следующий день стало известно, что в Таврийске пропал местный активист Сергей Ципига.
На днях появились сообщения о том, что Россия якобы готовится провести референдум о создании ХНР — Херсонской народной республики. Об этом написали депутат областного совета Сергей Хлань, глава МИД Украины Дмитрий Кулеба, а также мэр города Игорь Колыхаев.
«Следуя сценарию 2014 года, россияне теперь отчаянно пытаются организовать фиктивный "референдум" для фальшивой "народной республики" в Херсоне, — написал Кулеба в твиттере. — Учитывая нулевую поддержку населения, это будет полностью инсценировано. В случае их продолжения должны последовать суровые санкции против России. Херсон есть и всегда будет Украиной».
Бердянск, Запорожская область: «создание условий для объединения РФ и Украины»
«Наша общая задача — это восстановление нормальной работы государственных органов власти, промышленности и бизнеса и создание условий для объединения Российской Федерации и Украины. На фоне обостряющейся криминогенной обстановки необходимо совместно с Гвардией сформировать народную милицию, которая будет патрулировать Бердянск и обеспечивать безопасность жителей», — такую речь по занятой российскими военными радиостанции в Бердянске.
В обращении мужской голос с выражением рассказывает, что российские нацгвардейцы пресекли «деятельность диверсионно-разведывательной группы» батальона «Азов», которая «осуществляла обстрелы» города, и сетует, что местная власть «игнорирует» присутствие российских военных.
«Сегодняшние события», увещевает диктор, не связаны с «желанием ущемить интересы украинского народа», а продиктованы «защитой самой России от тех, кто взял Украину в заложники и пытается использовать его против нашей страны и ее народа». Диктор призывает жителей к взаимодействию, «чтобы как можно скорее перевернуть эту трагическую страницу и вместе двигаться вперед», и добавляет, что «посещение жителями социально значимых объектов города, в том числе кладбища», не запрещено.
«Обращаясь к тем, для кого Россия — не пустое слово: товарищи, наше дело правое, победа будет за нами», — заканчивается обращение.
Местную радиостанцию российские силовики, которые до этого заняли все административные здания города и отделения полиции в Бердянске, захватили 8 марта.
«На данный момент в здании информационной группы вооруженными военными РФ захвачены около 50 сотрудников редакции. Наших ребят не выпускают. Связи с ними нет! По радио вещает пропаганда РФ. На крыше снайпер», — писали тогда «Новости Бердянска». По данным издания «Новини.LIVE», военные предлагали местным журналистам сотрудничество, но те отказались и в итоге покинули редакцию.
По словам местного жителя , раньше радио работало на украинском языке, теперь оно вещает на русском и время от времени там включают гимн СССР. Телевидение, по его словам, не работает вообще — ни местные каналы, ни российские.
Из-за патрулей российских военных местных жителей попросили не выходить без необходимости на улицу. Но бердянцы с первого дня выходят на митинги против вторжения: поют украинский гимн, скандируют «Бердянськ це Украина!» и кричат «Домой!» солдатам из России.
«Митинги ежедневные собираются под зданием исполкома, поют гимн и тому подобное, — рассказывает Евгений. — На днях видел возле здания местного совета, захваченного россиянами, там [военные] стояли человек семь, перекрыли проход, что-то людей кошмарили, проверяли какие-то документы, возможно, подозрительных на их взгляд».
Поведение военных в целом он описывает как «относительно адекватное», но вчера Запорожская епархия сообщила, что российские силовики похитили в Бердянске священника Олега Николаева. Позже его отпустили, подтвердила «Медиазоне» одна из прихожанок.
Военные предлагают местным жителям гуманитарную помощь, говорит Евгений, но ее принимают только одинокие пожилые люди, бездомные и алкозависимые.
«Газоснабжение отсутствует, вместе с ним и тепло, в домах нереальный холод, чтобы вы понимали, у меня -12 градусов уже в течение четырех дней держится. Постоянно перебои с электроэнергией», — описывает он ситуацию в городе.
«Волновахи как города уже не существует»
За Волноваху, небольшой город в 50 км от Донецка, с первых дней войны шли ожесточенные бои. 11 марта Минобороны России отчиталось, что «группировка войск ДНР освободила город Волноваха». Украинские власти говорят, что он фактически уничтожен.
«Волновахи как города уже не существует. Бои за саму территорию все еще продолжаются, потому что она стратегически важна на Донецком направлении. До войны в Волновахском районе жили 100 тысяч человек. Большинство населения уже эвакуировали. Инфраструктура города разрушена», — говорится в сообщении погранслужбы Украины.
На кадрах из Волновахи, снятых Reuters с дрона, действительно видно большое число пострадавших в ходе боев домов.
Энергодар, Запорожская область: мэрия под флагом СССР
С начала марта Энергодар, в котором находится крупнейшая в Европе АЭС, заблокирован российскими войсками — вокруг города стоят блокпосты, заняты и административное здание станции. Местные жители перекрывали дороги в город грузовиками, сваленными в кучу покрышками и мешками, пытаясь не пропустить военных в город. Сейчас там российские военные и тоже проходят митинги.
В воскресенье «Энергоатом» написал, что военные останавливают машины местных жителей, заставляют убирать видеорегистраторы и снимать тонировку со стекол — «дескать, в России нельзя и так теперь будет здесь».
«Проводят обыски и отбирают, что хотят. Смотрят телефоны, переписки, чаты. Были случаи, что забирали автомобили. А над теми, кто сопротивляется, начинают издеваться», — утверждается в сообщении.
Представители местных украинских властей рассказали корреспондентке «Громадське», которая смогла приехать в город 9 марта во время открытия гуманитарного коридора, что в Энергодаре находятся около полутысячи военных из России, в том числе из Чечни. Они базируются на трех объектах: на атомной электростанции, в помещении СБУ и в здании профилактория.
Местный телеканал ЕНТС сообщил, что вынужден прекратить работу «в условиях оккупации» и редакция канала больше не имеет отношения к контенту, который транслируется по телевидению.
Журналистка «Громадське» отмечает в своем репортаже, что военные сняли флаг Евросоюза возле мэрии и повесили вместо него красный — с серпом и молотом.
Редактор: Егор Сковорода