Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Под Киевом погибли еще два журналиста. В Москве сотрудники телеканалов «понимают, что врут» — а некоторые даже увольняются

Несколько новостей о СМИ в 20-й день войны (еще один день — и будет три недели)

Александра Кувшинова (в центре) и Пьер Закржевски (слева), погибшие 14 марта под Киевом. Fox News / Reuters / Scanpix / LETA

Под Киевом погибли члены съемочной группы Fox News Пьер Закржевски и Александра Кувшинова

Во вторник, 15 марта, появилась новость о гибели еще двоих журналистов в ходе войны в Украине. Машина, в которой ехали участники съемочной группы Fox News, была обстреляна 14 марта в населенном пункте Горенка рядом с Гостомелем.

Сперва появилась информация, что корреспондент телеканала Бенджамин Холл госпитализирован с тяжелыми ранениями ног; позже стало известно, что в результате того же нападения погибли участники группы Пьер Закржевски и Александра Кувшинова. 55-летний Закржевски, гражданин Ирландии, был оператором Fox News, ранее работал в Ираке, Афганистане и Сирии. Коллеги назвали его «легендой телеканала». Украинка Александра Кувшинова — фотограф, она была продюсером в этой съемочной группе.

13 марта стало известно о первой гибели журналиста на войне в Украине: американского документалиста Брента Рено убили в Ирпене под Киевом.

С российских телеканалов из-за войны уходят сотрудники — в том числе очень известные

После антивоенной акции сотрудницы Первого канала Марины Овсянниковой многих заинтересовал вопрос об отношении сотрудников российского (и полностью подконтрольного Кремлю) ТВ к тому, как там освещают войну в Украине. В течение дня появились сообщения об увольнении сразу нескольких известных тележурналистов — Лилии Гильдеевой и Вадима Глускера с НТВ, Жанны Агалаковой с Первого.

Журналист Роман Супер со ссылкой на знакомого с ВГТРК написал о «массовом» увольнении сотрудников «Вестей», в том числе многолетнего руководителя «путинского отдела» (видимо, речь о сотрудниках, освещающих исключительно деятельность президента России) Юлии Воробьевой (подтверждения этой информации нет).

Обновление. По словам источника «Медузы», Юлия Воробьева действительно находится в процессе увольнения.

Самым громким именем из названных Супером стал Сергей Брилев — ведущий программы «Вести в субботу», автор множества передач с участием Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Сергея Нарышкина и других высокопоставленных чиновников. Брилев работает на ВГТРК с середины 1990-х. Также известно, что у него есть британское гражданство.

Субботняя программа Брилева последний раз выходила в эфире 26 февраля; закончилась она цитатой из интервью Сергея Бодрова-младшего о том, что «во время войны нельзя говорить плохо о своих» — «даже если они неправы». Однако информация об уходе Брилева с ВГТРК (пока) не подтвердилась: он заявил ТАСС, что находится в международной командировке, где делает «серию специальных репортажей о реакции на украинский кризис стран со своим видением происходящего».

По словам источника «Медузы», близкого к Первому каналу, там «все без исключения понимают, что врут»:

У них же на студии висят экраны с новостями [западных агентств] Reuters и AP, а им [сотрудникам Первого канала] сверху спускают темники и тексты, которые вообще не бьются с реальностью. С самого начала войны у среднего состава новостной службы паника: зачем мы врем, что с нами будет? Но их начальство успокаивает: дескать, сейчас скинут [президента Украины Владимира] Зеленского и все будет как раньше. Но время идет, Зеленского никто не скидывает, нервы у людей с мозгами и доступом к информации сдают.

Бывшая глава дирекции креативного планирования Первого канала Елена Афанасьева также рассказала «Медузе», что многие в дирекции информационных программ «не согласны» с официальной точкой зрения, но не увольняются — «потому что дети, родители, ипотеки, рухнувшие сбережения, надвигающаяся безработица, страх „волчьего билета“». Подробнее об атмосфере на федеральных телеканалах во время войны можно почитать в нашем материале про Марину Овсянникову.

Тем временем гендиректор Первого канала Константин Эрнст 15 марта попал в санкционный список Евросоюза — как «ответственный за организацию и распространение антиукраинской пропаганды российскими властями».

Еще одним связанным с медиа (и в некоторой степени неожиданным) фигурантом списка стал глава «Яндекса» Тигран Худавердян. Среди причин Евросоюз упомянул два факта про «Яндекс.Новости»: во-первых, его называли «ключевым элементом в сокрытии информации о войне» («Яндекс» игнорирует сообщения независимых медиа о войне в Украине); во-вторых, сервис предупреждает пользователей, ищущих новости об Украине, что «некоторые материалы в интернете могут содержать недостоверную информацию».

Проведите эксперимент: зайдите в сервис «Яндекс.Новости» и попробуйте найти там слово «война».

Саму Марину Овсянникову пока только оштрафовали — но ей (вероятно) грозит уголовное дело

15 марта суд оштрафовал Овсянникову на 30 тысяч рублей — за «призывы выходить на митинги», прозвучавшие в видеообращении, записанном перед ее акцией в прямом эфире. Сама акция, по некоторым данным, стала материалом для проверки СК по новой уголовной статье «о распространении ложной информации о российских военных» (смысл статьи в том, чтобы преследовать людей, публикующих любые сведения о войне в Украине, отличающиеся от официальных заявлений Минобороны РФ). О какой именно информации может идти речь, пока неизвестно. Овсянникова написала на плакате «No war. Остановите войну. Не верьте пропаганде. Здесь вам врут. Russians against war» — и несколько раз повторила «Остановите войну! Нет войне!»

Тяжесть наказания по статье о «фейках» зависит от кого, какую часть статьи вменяют — в общем случае это может быть лишение свободы сроком до трех лет, но в случае «использования служебного положения» — от пяти до 10 лет.