Дата
Автор
Петр Мироненко, Юлия Старостина
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Газ за рубли. Зачем Путин переводит расчеты с Западом в национальную валюту

Владимир Путин в среду предложил перевести расчеты за газ с Европой на рубль. Российская валюта на этой новости укрепилась до 97 за доллар, но этот эффект вряд ли будет долгосрочным. Даже если европейцы пойдут на изменение правил игры, новая схема мало что меняет для рубля и российской экономики, а вот движение к отказу от российского газа может ускорить.

Что случилось?

О намерении «в самое короткое время» перевести в рубли платежи за российский газ для стран, признанных «недружественными», Владимир Путин заявил на совещании с членами правительства. «Коллективный Запад заморозкой российских резервов объявил дефолт перед Россией и подвел черту под надежностью своих валют», — пояснил свое решение Путин.

В список «недружественных стран» входят 4 из 5 крупнейших импортеров российского газа — Германия, Италия, Австрия и Франция. По расчетам РБК, на «недружественные страны» в 2021 году пришлось $43 млрд из $54,2 млрд продаж трубопроводного газа «Газпромом».

Спотовая цена на газ в Европе на новостях выросла на 8,7%, в ходе торгов рост превышал 25%, а цена — $1400 за тысячу кубометров.

Зачем это надо?

Рынок воспринял предложение Путина как способ поддержать рубль. Но де-факто для российской экономики и рубля нет никакой принципиальной разницы между действующей схемой и схемой, предложенной Путиным.

  • «Поставлять наши товары в ЕС, в США и получать оплату в долларах, евро, ряде других валют не имеет для нас уже никакого смысла», — сказал Путин. Это, конечно, не так: в условиях заморозки резервов и международной изоляции валютная экспортная выручка нужна России как никогда. Просто, если европейские покупатели российского газа согласятся на эту схему, теперь она будет получать эти деньги по-другому.
  • Сейчас «Газпром» получает от покупателей валюту и 80% этой выручки, согласно введенным после начала «спецоперации» правилам, продает на бирже. Теперь валюту, предназначенную для «Газпрома», должны будут продавать на Мосбирже сами европейские покупатели, а «Газпром» будет получать от них деньги в рублях.
  • Разница может быть только в цифрах — и то не факт: сейчас «Газпром» обязан продавать в России 80% всей валютной выручки, а при новой схеме конвертироваться в рубли будут 100% выручки из ЕС (но сюда, например, не попадет входящая в топ-5 клиентов «Газпрома» Турция). В конце концов, если государство просто хотело бы довести продажу валютной выручки «Газпрома» до 100%, это легко было бы сделать обычным постановлением правительства.

Что дальше

Опрошенные РБК экономисты соглашаются в том, что никакого серьезного влияния на курс рубля перевод расчетов за газ на российскую валюту не окажет. Роль евро и доллара в мировой торговле не изменится, а Россия вряд ли получит какие-либо экономические преимущества, резюмировал в разговоре с изданием экс-глава ЦБ Сергей Дубинин. Сегодня на заявлении Владимира Путина рубль укрепился со 103 до 97 рублей за доллар (на 23:30 мск), а на пике достигал 95 руб./$. Но аналитики уверены, что этот эффект останется краткосрочным.

Более того, c точки зрения перспектив европейских продаж «Газпрома» предложение Путина выглядит рискованно. Изменение валюты расчетов в одностороннем порядке может быть расценено как грубое нарушение условий контракта и стать формальным основанием даже для его расторжения, отметили сегодня эксперты Института энергетики и финансов (ИЭФ). Зависимость от российского газа может заставить страны ЕС принять новые правила — но часть стран используют их как повод к разрыву контракта, а часть — могут обратиться в Стокгольмский арбитраж, что повлечет штрафы за нарушение условий долгосрочных контрактов, написали аналитики.

Глава немецкой отраслевой ассоциации Zukunft Gas уже сказал, что заявление Путина повергло немецкую газовую промышленность «в недоумение», а министр экономики ФРГ назвал его нарушением контрактов. Глава австрийской OMV заявил, что его компания продолжит платить за российский газ в евро, потому что «другой договорной базы нет».

Краткосрочно решение о переводе расчетов за газ в российскую валюту поддерживает рубль, но в долгосрочной перспективе может усилить инициативы по отказу от российского газа в Европе, резюмировал в разговоре The Bell президент ИЭФ Марсель Салихов.

И все-таки зачем?

Аналитики выдвигают несколько версий:

  • Перевод расчетов в рубли снижает риски блокировки и замораживания средств при продаже нефти и газа, предположил в разговоре с The Bell Марсель Салихов. Он напомнил об идее бывшего посла США в России Майкла Макфола перечислять деньги за российскую нефть на специальные эскроу-счета, с которых Россия сможет снимать их только при определенных условиях. Это не единичное предложение — такие идеи обсуждаются в контексте нефтяного эмбарго, и потенциально перевод платежей в рубли может снизить подобные риски для российских компаний и бюджета, считает Салихов.
  • Теоретически, по его мнению, перевод расчетов в рубли может позволить «Газпрому» получать «как бы валютную выручку» и в том случае, если саму компанию внесут в санкционные списки США и ЕС, добавляет Салихов.
  • Эксперты, опрошенные РБК, называют еще одну возможную причину — попытку «принуждения» Европы к интернационализации рубля. Если импортерам российского газа будут нужны рубли для его оплаты, то иностранцам будет больше смысла получать рубли и за свой экспорт в Россию, сказала изданию главный экономист «Ренессанс Капитала» по России Софья Донец. Но такая идея не очень сочетается с наличием санкций, административных ограничений на движение капитала и политических рисков, ассоциирующихся в настоящее время с Россией, оговаривается она.