«Это не пушечное мясо, нас и так мало». Часть военнослужащих из Южной Осетии отказались участвовать в войне с Украиной и вернулись домой
Часть контрактников 29 марта отказались воевать в Украине. По сообщениям южноосетинских телеграм-каналов, военнослужащие возвращались в республику буквально пешком. «Медиазона» рассказывает, как развивались события и цитирует аудиозапись, на которой предположительно один из солдат описывает, что произошло.
Часть военнослужащих из самопровозглашенной Южной Осетии отказались участвовать в боевых действиях на территории Украины и самостоятельно вернулась в Цхинвали. Первым об этом написал вечером 30 марта телеграм-канал «Бонварнон» — там появились несколько постов о «военнослужащих 4-й военной базы», которых «высадили на таможне», после чего они были вынуждены самостоятельно добираться до Цхинвали. На фото, опубликованных в канале, видны несколько десятков стоящих вдоль трассы военнослужащих в российской военной форме с вещмешками. Те же фото опубликовал грузинский -твиттер Visioner.
«Военнослужащие четвертой военной базы на КПП Нижний Зарамаг, — поясняет канал "Бонварнон". — На фото не видно ни автобусов, ни транспортных военных грузовиков». Позже там же уточнили, что на южной стороне Рокского тоннеля солдат ждала военная техника.
Информацию о покинувших Украину осетинских военнослужащих подтвердил у себя в телеграм-канале экс-президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. Не назвав точное количество отказников, Кокойты пообещал «бороться за каждого из них» и призвал родственников военнослужащих «воздержаться от протестных акций» до выяснения причин поступка солдат.
«Никто не имеет права осуждать этих ребят или обвинять их в трусости, — написал Кокойты. — Следует разобраться в первопричинах того, что произошло и выяснить, каким образом было организовано их участие. Этим мы займемся самым серьезным образом».
Кокойты добавил, что эта ситуация не должна «подрывать боевой дух сотен наших бойцов в зоне боевой операции» и не исключил, что вернувшихся в Южную Осетию солдат вновь отправят на войну «при обеспечении должной организации их участия».
Поздним вечером 30 марта информацию об отказавшихся воевать осетинах со ссылкой на данные разведки подтвердили и в Управлении стратегических коммуникаций Вооруженных сил Украины.
«Несколько дней назад почти весь личный состав одной из батальонных тактических групп (две мотострелковых роты и минометная батарея), которые были сформированы из состава 4-й военной базы вс рф (в/ч 66431, г. Цхинвали, Южная Осетия) и задействованы на Донецком направлении, отказался от участия в военной агрессии против Украины», — говорится в фейсбуке ведомства.
По украинским данным, 29 марта военнослужащих из Южной Осетии организованно перевезли на военный полигон «Кузьминский» в Ростовской области, где с ними побеседовал замкомандующего 58-й армии. «Однако его призывы к продолжению поставленных задач не увенчались успехом», — говорится в сообщении.
О том, что южноосетинские контрактники отправляются на войну в Украину, 16 марта сообщало «Эхо Кавказа». Колонна военной техники, покидающая республику через Рокский тоннель, попала на видео.
Через несколько дней президент самопровозглашенной республики Анатолий Бибилов в своем телеграме так прокомментировал отправку южноосетинских военных в Украину: «Вы спрашиваете меня, что я думаю об участии военнослужащих 4-й военной базы в спецоперации на Украине? Я думаю, что другого выхода и другого решения у осетинского мужчины нет и быть не может! Не я отдал приказ 4-й военной базе, потому что это армия РФ, но когда наш друг под прицелом, когда наш друг в беде, мы встанем рядом и будем биться плечом к плечу. Мне говорят, что наших парней отправляют на смерть. Нет! Нет — их отравляют за Победой!»
16 марта Минобороны самопровозглашенной Южной Осетии сообщило о гибели 35-летнего сержанта Андрея Бакаева из Цхинвали, служившего в одном из подразделений 58-й армии. На следующий день его торжественно похоронили.
«Андрей Бакаев при выполнении боевых задач в ходе специальной военной операции на территории Украины проявив образцы мужества и героизма, с честью и достоинством высоко нес гордое имя воина-освободителя, воина-защитника. Он до последнего вздоха оставался верен военной присяге и воинскому долгу», — говорится в сообщении министерства.
Раненый командир экипажа Алексей Габараев рассказал о погибшем Бакаеве. По его словам, на Донбасс они «заезжали, улыбаясь, все были в сборе», захватили село Виноградовка. Погибший Бакаев был наводчиком: он скончался от полученных ран после обстрела под Горловкой. «Весь экипаж 266-й машины очень благодарен Андрею!» — говорит в интервью Габараев.
Проблемы с участием южноосетинских военных в войне начались с момента отправки, утверждает источник «Медиазоны» в Южной Осетии. «Скандал был, когда их еще только отправляли туда. Отправляли абсолютно без всего, пустыми. Люди на свои деньги покупали им бронежилеты и прочее, прочее», — говорит он.
25 марта издание «Спутник-Осетия» сообщало, что жители Южной Осетии отправили соотечественникам, участвующим в боевых действиях в Украине, гуманитарную помощь — продукты, одежду и военную экипировку, купленные на деньги «неравнодушных к судьбе военнослужащих» людей и местных предпринимателей. Также военное снаряжение для военнослужащих передало министерство внутренних дел Южной Осетии.
Кроме того, экс-глава Южной Осетии Эдуард Кокойты, объявивший в феврале о намерении вновь баллотироваться на предстоящих в апреле президентских выборах, на встрече со сторонниками говорил, что республика должна объединиться, чтобы «спасти ребят», у которых должны быть «элементарные условия» для участия в боевых действиях. «Это не пушечное мясо, нас и так мало. Мы генофонд [уже] практически потеряли», — приводит его слова «Эхо Кавказа».
По словам источника «Медиазоны», южноосетинские солдаты — военнослужащие-контрактники 4-й гвардейской военной базы в Цхинвали — вернулись в республику 30 марта.
«Насколько я понял, проблема возникла, когда один из солдат подорвался на мине, — говорит источник. — И они хотели тело его забрать, чтобы домой отправить. Просто для нас, осетин, тело умершего друга — святое. А им их генерал, начальник сказал: какое тело, мы пустой гроб отправим. Они говорят: мы воины, мы не трусы, но вот так, чтобы тебя на убой отправляли, а потом еще твой труп не забирали — нам это нафиг не надо. И они вышли. И вчера вернулись в Южную Осетию». По его словам, в республику вернулись около 300 военнослужащих.
Собеседник «Медиазоны» ссылается на , на которой случившееся на осетинском языке описывает якобы один из солдат:
«Это ****** [катастрофа]. Нас увезли и хотели, чтобы мы умерли, а наши старшие получили "героев". Парень там умер, многие погибли. Их обстреляли, потом они отошли. Один парень был весь заминирован. Он умер, а его пехотная группа вышла обратно. Потом [сослуживцы погибшего] зашли к старшему и говорят — давайте подойдем к нему и вытащим его, его разорвало на части. И хоть какие-то части тела его заберем, ну там голову, чтобы что-то отправить домой. А старший говорит так: "Отправьте пустую коробку, цинковую пустую, чтобы они знали, что он погиб". И наши ребята взбесились. Хотели его там убить. А у него охрана 10-12 человек, чтоб ему никто его маму не ****** [изнасиловал]. Они нас на смерть вели. Вот приедем и поговорим с людьми, и даже на площадь можем выйти — сказать, что нас вели на верную смерть».
Автор сообщения подчеркивает, что южноосетинские бойцы не сбежали с места боевых действий: «Мы пять дней воевали по-настоящему. А нас потом просто на смерть посылали. Каждый это знает. И мы это докажем».
Источник «Медиазоны» не исключает, что вернувшиеся из Украины военные окажутся «под прессингом». «Что с ними будет — никто не знает. Это по факту дезертирство, на них уголовку должны завести. Но если так случится, то события в Южной Осетии могут развиваться непредсказуемо».
Редактор: Дмитрий Трещанин