Рубль укрепился до 75 за доллар. Почему это происходит и когда закончится?
Доллар дешевеет к рублю уже больше недели, несмотря на новые санкции. Что происходит?
В четверг, 7 апреля, рубль в пике укреплялся к доллару больше чем на 4% (некоторое время доллар даже стоил дешевле 75 рублей), продолжив тем самым тренд последних десяти дней. Еще 28 марта доллар на бирже стоил дороже 100 рублей, а к абсолютному максимуму, 121,5 рубля (10 марта), он укрепился больше чем на треть. Курс вышел на уровни, наблюдавшиеся перед началом «специальной военной операции».
В двух словах, главная причина быстрого и уверенного укрепления рубля — рост экспорта на фоне падения импорта и жестких ограничений на покупку валюты. Экспортеры с конца февраля обязаны продавать 80% валютной выручки, а цены на сырье растут. Импорт при этом падает, нерезиденты отлучены от валютного рынка, покупка наличной валюты населением запрещена, а на бирже ее можно купить только с комиссией 12%. В результате на валюту попросту нет спроса.
Bloomberg пишет, что динамика рубля попросту демонстрирует краткосрочность и ограниченность эффекта даже самых жестких санкций, пока «зарубежные импортеры продолжают заглатывать российскую нефть и газ, наполняя сундуки Путина». По подсчетам агентства, в этом году Россия получит от энергетического экспорта $320 млрд — больше, чем в прошлом.
Одновременно крепкий рубль политически важен для Кремля — население России привыкло считать валютный курс главным экономическим показателем, отмечает Bloomberg. Правда, достигнуто это сжатием рынка и фактическим отказом от конвертируемости рубля. С этим согласен экономический обозреватель Reuters Пьер Бриансон: по его мнению, «рубль держится на подпорках, как фасады потемкинских деревень».
Что говорят о курсе рубля и его перспективах российские экономисты?
Сергей Романчук руководитель операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка Причины укрепления рубля очевидны. Это те ограничения по капитальным операциям, которые принял ЦБ, и нормативы обязательной продажи валюты. В текущих условиях, когда покупать валюту физическим лицам фактически запретили, а юридическим можно только под импортные контракты, курс стремится к равновесию без капитальных операций. Для этого нужно, чтобы экспорт сравнялся с импортом. Но импорт очень затруднен сейчас в силу понятных причин и в силу того, что иностранные контрагенты не особенно стремятся заключать контракты с российскими, и в целом импорт у нас был меньше экспорта значительно.
В связи с этим обязательная продажа приводит к тому, что экспортеры постоянно продают валюту, а покупать ее некому. Ни ЦБ ее не может купить, как он покупал раньше для бюджетного правила, ни физические лица, ни иностранные компании. То есть пока запреты не будут сняты, рубль будет, скорее всего, укрепляться, и конца и края этому не видно до тех пор, пока экспортная выручка не сравняется с импортом.
Сейчас ЦБ активно работает в другую сторону, потому что тот риск, с которым он боролся, был краткосрочным, а те меры, которые регулятор принял, они долгосрочные. ЦБ неизбежно придется смягчать эти меры, потому что дальнейшее укрепление курса рубля бюджету может быть уже невыгодно. Он уже смягчал в определенной степени: был увеличен лимит перевода на иностранные счета. Может быть, они еще раз эту сумму увеличат или еще что-то сделают. Что-то делать надо, потому что рыночным образом рубль уравновесится еще не скоро.
Определить эту границу, где укрепление рубля остановится, сложно. Мы не знаем в точности, как будет зависеть уровень импорта и экспорта от курса, потому что поломаны все логистические цепочки, какие-то компании постоянно заявляют, что они уходят из России. Так или иначе, посчитать это практически невозможно. Но, по интуитивным ощущениям, курс будет где-то в районе 60 рублей за доллар.
Софья Донец экономист «Ренессанс Капитал» по России и СНГ У нас после 24 февраля существенно поменялась структура валютного рынка. На нем нет Центрального банка, осуществляющего сглаживающую функцию, нет большого числа участников финансовой системы, нет трансграничного перетока. На валютном рынке правят бал торговые потоки. Поэтому, если вы видите укрепление, это связано с ними.
Торговый баланс, несмотря на разразившийся геополитический кризис и обещания по снижению российского экспорта, остается еще очень высоким. Несмотря даже на дисконт, с которым продаются российские экспортные товары, цены на энергоносители, на сырье остаются выше, чем они были год назад. При этом импорт ниже, в том числе из-за нарушений логистики. Соответственно, торговый баланс расширяется.
В то же время финансовый отток ограничен санкциями и введенными мерами капитального контроля. То есть валюта притекает и не утекает в основном, никакого компенсирующего эффекта нет. На этом фоне рубль может укрепляться очень быстро. При этом надо понимать, что волатильность все равно будет оставаться высокой. На таком рынке с маленькими объемами, при отсутствии сглаживающей функции и многих финансовых операций курс рубля может изменяться на 10-20 рублей.
У рубля есть потенциал укрепляться и дальше при таком счете текущих операций, если не произойдет каких-то изменений. Я думаю, что 60-65 рублей за доллар — это такая граница поддержки, которую он легко может достигнуть, но это будет неустойчивое движение. Кроме того, надо понимать, что среднесрочный прогноз по рублю тоже остается достаточно пессимистичным с учетом возможного снижения объемов экспорта, цены на сырье также могут постепенно снижаться. И это тоже один из факторов, из-за которых ЦБ и правительство вряд ли будут довольны слишком крепким рублем сейчас.
Если ЦБ сочтет такое укрепление уже избыточным, он может начать каким-то образом противодействовать. Правда, у него ограниченные инструменты, например, нельзя сделать прямых интервенций. Но можно ослаблять меры капитального контроля, можно снизить норматив конверсии выручки, можно увеличить лимиты или снять какие-то отдельные ограничения по операциям резидентов с иностранной валютой. В принципе первых ласточек мы уже увидели, первое решение по снижению ограничений на операции с валютой для бизнеса. Другой вариант — рост импорта, хотя это трудно сейчас представить, потому что у нас есть проблемы с логистикой, с неопределенностью, с санкциями. Но может быть какое-то субсидируемое повышение импорта, например, на техническое перевооружение. Потому что такой крепкий рубль может не нравиться и правительству. Есть аргументы против дальнейшего укрепления, как связанные с бюджетом и его нефтегазовыми доходами, так и с какими-то стратегическими целями, например, с импортозамещением.
Говорить о том, что с укреплением рубля у нас может быть массовый приток в рубли, очень трудно, потому что иностранцы в рубль войти не могут. Россияне либо уже сидят в рубле, либо их конверсия из валюты в рубли имеет достаточно условный характер. Например, если мы сейчас валютные депозиты переложим в рублевые, то для банка это небольшое изменение. Де-факто после введения мер капитального контроля для них валютные депозиты уже стали рублевыми, потому что мы выше лимита не можем снять их в валюте и до сентября они все являются немножечко рублевыми.