Дата
Автор
Василий Легейдо
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Портрет военного преступника. Как президент Республики Сербской Радован Караджич сочетал образование психиатра и страсть к поэзии с оправданием этнических чисток


В разговоре с обозревателем The New York Times Роджером Коэном 23-летний солдат армии боснийских сербов Дражен Эрдемович признался, что жарким июльским днем 1995 года его отряд выгрузил больше 15 автобусов с мусульманами. Собранных в толпу мужчин и мальчиков со связанными за спиной руками выстроили примерно в 10 метрах от палачей. Одни умоляли о пощаде, другие смирились и молчали, некоторые до последнего сыпали оскорблениями в адрес военных. Те использовали пулеметы Zastava M84 и автоматы Калашникова. Некоторые сербы издевались над мусульманами. Обещали пощадить тех, у кого достаточно денег, хотя все ценности у задержанных к тому моменту уже забрали.

Поле постепенно заполонялось телами. Тех, кто не погиб сразу, добивали выстрелом в голову из пистолета. Стрелять заставили даже водителей автобуса — чтобы никто не остался чистеньким. Тем же вечером, пытаясь избавиться от неприятных мыслей, сербы напились.

Незадолго до массовой казни генерал Ратко Младич обратился к собранным в автобусе мусульманам. Два его обращения попали на запись. В одном военный пообещал, что все они в безопасности, и пожелал хорошего пути. В другом предложил женщинам и детям ехать первыми и заверил, что 30 автобусов прибудут, чтобы увезти местных из небольшого поселения Сребреница в направлении города Кладань. Позже оба видео использовали в качестве доказательства цинизма Младича на суде в Гааге.

Спутниковая фотография групп заключённых-мусульман на футбольном поле в Нова-Касабе перед расстрелом 13 июля. Внизу — автобусный конвой. Фото: автор: не указан / srebrenica.sense-agency.com, Добросовестное использование / Wikipedia

Массовое убийство в Сребренице было далеко не первым преступлением против мирных жителей в ходе Боснийской войны. Взрыв, прогремевший на рынке в осажденном Сараеве, унес жизни 68 человек и ранил еще 200. Второй взрыв там же произошел 28 августа 1995 года. Тогда погибли 43 человека, а 81 получил ранения. Сербы и мусульмане обвиняли друг друга в нападении на мирных жителей. Международный трибунал по бывшей Югославии в обоих случаях постановил, что атаковали с позиций под контролем боснийских сербов.

Армия Республики Сербской осаждала Сараево с весны 1992-го по февраль 1996-го. На протяжении всего этого времени гражданским каждый день угрожали снайперы и артиллеристы. Элементарные блага превратились в роскошь. За день до первого нападения на рынок от выпущенной с сербских позиций мины в очереди за водой погибли 10 человек. Многие культурные символы единой Югославии были стерты с лица земли — например, национальная библиотека, где сгорело большинство книг.

«Жители в период осады чувствовали себя так, будто живут под телескопическим прицелом винтовки, — писал общавшийся с очевидцами Роджер Коэн. — Они были дичью в городе, который превратился в сафари. Если заплатишь доллар, можешь пострелять».

Одним из самых наглядных примеров такого «сафари» стали кадры, запечатленные польским документалистом Павлом Павликовским. На них президент Республики Сербской Радован Караджич в перерывах между разговорами о стихах прямо на линии фронта как бы между делом предлагает особому гостю из России, писателю и поэту Эдуарду Лимонову несколько раз выстрелить по осажденному Сараеву из пулемета M2. Двумя годами раньше политик-националист обещал, что «образование нового государства» пройдет бескровно. К 1992-му обстрел города превратился для него в развлечение.

«У меня есть стихотворение о Сараеве, — рассказывал Лимонову довольный собой Караджич. — Оно начинается так: «Я слышу, как приближается катастрофа. Город горит как церковный ладан». Я написал этот стих больше 20 лет назад. Многие другие стихотворения тоже кажутся мне пророческими. Иногда это меня пугает».

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.