Дата
Автор
Василий Легейдо
Источник
Сохранённая копия
Original Material

О трагедии маленького человека в эпоху больших потрясений. Чему учит и к чему готовит «История одного немца» Себастьяна Хафнера


Школьная история и история в обыденном понимании — это хроника больших событий, больших личностей, грандиозных побед и не менее грандиозных потрясений. В этой хронике обычным людям — скажем, жителям Франции при Людовике XIV, Англии при Генрихе XVIII или России при Петре I — отводится роль статистов или объектов, которые оказываются вовлечены в неумолимое и непрерывное развертывание исторического процесса. Двигателем же этого процесса выступает коллективная воля какой-то группы — например, партии или народа — направляемая волей тех самых уникальных лидеров, затмевающих собой остальную серую массу.

Одно из самых выдающихся произведений, критикующих такой подход к пониманию истории, — автобиографическая книга Раймунда Претцеля «История одного немца», опубликованная под именем Себастьяна Хафнера. Автор родился в 1907 году в семье известного берлинского педагога и директора гимназии, который в период Веймарской республики занимал должность в министерстве образования. Сам Претцель придерживался умеренно либеральных взглядов, учился на юриста, вел комфортную и даже идиллическую жизнь, пока на стыке 1920-х и 1930-х Германию не охватила политическая турбулентность.

С тех пор Раймунд вел хронику — но не масштабных событий, а маленького человека, прежний мир которого рушится у него на глазах. Он описал всю свою сознательную жизнь, на тот моменту почти полностью уместившуюся между двумя войнами, и опубликовал эту историю в 1939-м — через год после переезда с невестой из рейха в Великобританию, где он занялся журналистикой. Его книга — это одновременно личная исповедь, исполненная сожалениями, и попытка разобраться в глобальных процессах с позиции обывателя.

Как получилось, что нацисты пришли к власти? Почему немецкое общество приняло их, а оппозиция и влиятельные граждане не воспрепятствовали установлению диктатуры? Можно ли как-то бороться с режимом, когда он проникает во все сферы частной жизни, не оставляет ни малейшего уголка, в котором маленький человек мог бы укрыться от навязчивого и жестокого надзирателя? Хафнер не предлагает готовых ответов, но делает то, чему всегда и максимально строгими способами противостоит тоталитарная власть: пытается критически мыслить, подмечает логические несостыковки в государственной идеологии и фиксирует моральную катастрофу, которую навлекла на себя его страна.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.