Дата
Автор
Екатерина Барабаш
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Вина российской интеллигенции во всем, что происходит, есть. Это имперская вина, осознанная только сейчас». Большое интервью с Львом Рубинштейном


На днях Госкино Украины выступило с заявлением, что фильм Кирилла Серебренникова надо отозвать из конкурса Каннского фестиваля. Началось бурное обсуждение — правомерно ли требовать вымарывать российскую культуру из мирового контекста. Вы какой точки придерживаетесь?

Дело вообще не в моей точке зрения. Я придерживаюсь той точки зрения, что вообще все должно быть. И Серебренников должен быть. Насколько я знаю, это вообще не государственные даже деньги.

Да уж откуда там государственные — гомосексуальность Чайковского…

Я не могу сейчас в этой ситуации хоть маленький камешек бросить в сторону Украины, потому что я понимаю, как им там всем больно. И понимаю размер этой травмы, ее масштаб. И не спешу осуждать украинцев или считать их дураками. Просто людям больно. Когда людям больно, они кричат. И даже иногда делают глупости от боли. Это все равно что говорить: вот эта женщина, которую насилуют, — как она некрасиво, громко визжит, царапается, вся грязная, всем спать мешает. Короче, у меня вообще нет точки зрения на этот счет.

Ну почему? Это и есть ваша точка зрения. Абсолютно правильная точка зрения, на мой взгляд. Обвинять жертву в неадекватном поведении — по-моему, последнее дело.

По крайней мере осуждать с моральной точки зрения — нельзя, невозможно. Это война.

Как писал Твардовский в «Василии Тёркине»: «На войне сюжета нет».

Да, и рыцарского поведения на войне не бывает, и пропагандой занимаются все, и дезинформацией, безусловно. Просто уравнивать насильников с насилуемыми нельзя.

А вот еще повод для возмущения некоторых представителей российской интеллигенции — в трех украинских городах снесли памятники Пушкину. Говорят — мол, Пушкин-то в чем виноват?

Слушайте, ну снесли. Вообще война с памятниками так же, как и война за памятники, на фоне настоящей войны — такая чепуха. Если кому-то от этого хоть чуть-чуть менее больно — господи, да пускай. Пушкина не убудет вообще. Кто его читает и любит, тот и дальше будет. Ну стоит памятник, ну не стоит — какая разница.

Бог поругаем не бывает. Как и Пушкин.

Именно, именно. Да вообще последнее дело — заступаться за памятники.

https://www.youtube.com/watch?v=Q5QmKxvF13I

Ну хорошо. По-вашему, тогда получается, что русской культуры вообще не убудет ни за границей, ни здесь?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.