Дата
Автор
Татьяна Брицкая
Сохранённая копия
Original Material

Голимый порт

Мурманский губернатор решил построить элитное жилье и отель вместо порта. Это может привести к остановке рыболовного промысла в Северном бассейне

Объект, похожий на гильотину. Фото из соцсетей

Причалы, холодильные терминалы, рыбоперерабатывающий завод, фабрика орудий лова, склады, портальные краны, имущество 50 предприятий, которые суммарно платят около полумиллиарда рублей налогов ежегодно, — все это до 2027 года может быть снесено. А взамен на территории Мурманского морского рыбного порта и судоремонтного завода появится город-сад с развлекательным комплексом, апарт-отелем, элитным жильем и панорамным баром. Идея губернатора Андрея Чибиса под названием «Новый Мурманск» транслируется давно, но всерьез ее мало кто воспринимал, а злые языки и подавно прозвали «Нью-Васюками» — аналогично шахматному прожекту Остапа Бендера.

Тем паче, что довольно долго единственным ее результатом был странный объект, появившийся на морском вокзале: похожее на гильотину сооружение из дерева и стекла, именующееся «Окном в Новый Мурманск». Однако весной хотелки губернатора обрели вид государственной программы, после изучения которой и тщетной переписки с местными чиновниками портовики и рыбопромышленники направили коллективную жалобу в федеральное правительство.

Они убеждены, что гламурный проект ценой почти в 30 млрд рублей больно ударит по рыбоперерабатывающей отрасли, которую в Мурманске считают градообразующей.

«Новый Мурманск» — одна из самых старых идей Андрея Чибиса на посту главы региона. Впервые он заговорил о ней еще в ранге врио губернатора, когда 30 марта 2019 года на встрече с Владимиром Путиным пообещал построить чудо-город на западном берегу Кольского залива. Правда, тогда проект был связан с ядерной физикой и строительством соответствующего научно-образовательного центра.

Вскоре план был скорректирован — на Петербургском экономическом форуме Чибис анонсировал «Новый Мурманск» уже на Восточном берегу залива и напрочь забыл о ядерной физике. Речь шла теперь о культурно-деловом центре на месте неработающего судоремонтного завода. Проект раскритиковали мурманские архитекторы, возмущенные столь странным переформатированием территории. Тем не менее в марте нынешнего года министру РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексею Чекункову губернатор показывал эту площадку, обещая начать строительство уже через год. Чекунков назвал СРЗ «намоленным местом с сильной харизмой», а уже через 2 недели региональное правительство утвердило программу, в которую кроме «харизматичного завода» вошла добрая половина территории порта и полсотни объектов частной собственности. При этом из нескольких портовых районов реновации подлежит «самый рабочий» — Второй грузовой, где переваливается и обрабатывается 80% проступающей рыбы.

«С нами вообще никто не советовался, — говорит пресс-секретарь Мурманского морского рыбного порта Алексей Баринов. — Все детали реновации мы узнали только из уже утвержденной программы. Попросили разъяснений у минграда области, месяц ждали ответ, в котором нашли формальные ссылки на Градостроительный кодекс».

Документ есть в распоряжении редакции. Он действительно на две трети состоит из цитирования ГрК РФ, в частности — касательно принудительного изъятия земли и недвижимости у собственников, которые не захотят участвовать в “комплексном развитии территории” (в чем это участие должно состоять — неясно). Есть там и ссылка на некое указание президента РФ, якобы благословившего строительство, но проверить это нельзя — «указание» в письме названо служебным документом, копии которого не предоставляются.

Надо сказать, у рыбного порта история непростая — в постсоветское время, в бытность свою в госсобственности он был раздербанен на десятки объектов, проданных в разные руки. Причалы так и остались у государства — и в оперативном управлении у ФГУП «Нацрыбресурс». Сегодня они в аварийном состоянии.

Остальная территория принадлежит собственно порту и различным собственникам. В 2015 году ее с трудом удалось продать в рамках приватизации, затем последовала череда хозяйственных и судебных споров — но в последние годы дело более-менее наладилось и даже стало развиваться. Сейчас в порту есть, например, три современных холодильника. Вместо них по плану появится один. Есть предприятия по производству орудий лова и судоремонту. Таковые в новой концепции отсутствуют вовсе. Есть рабочие места — около 1000. Вместо них реноваторы обещают «создать» менее 850. При этом объем налоговых поступлений собираются удвоить. За счет чего — неясно. Портовики считают, что впечатляющая цифра взята с потолка — необходимого для таких показателей объема рыбы в Мурманск просто не доставляют.

«По их планам из 291 объекта собственности останется 7, а управлять всем этим будет некое юридическое лицо от имени РФ», — говорит Баринов.

Роман Кулик, гендиректор ООО «Северный купец», крупной компании, работающей на территории порта, считает, что конечными бенефициарами реновации станет не госкомпания, а частники, связанные с известными в России семьями. По его словам, ранее к объектам в порту присматривались — но не договорились о цене — представители компаний «Антей» и «Аврора». «Антей» — одна из крупнейших российских краболовных компаний. «Ведомости» связывали фирму с Аркадием Ротенбергом. Представитель Ротенберга эту связь, впрочем, опровергал. Еще один возможный интересант — инвесткомпания «Аврора», связанная с Андреем Патрушевым, младшим сыном секретаря Совбеза РФ. У Патрушева есть доля в Мурманской арктической геологоразведочной экспедиции, в последние годы его бизнесы все интенсивнее заходят в Арктику.

Рыбопромышленники подозревают, что за скоропалительным решением о реновации порта скрывается фактический отъем и передел собственности.

Тем более экономического обоснования проекта в открытом доступе нет, в ответе областных чиновников портовикам есть лишь туманный пассаж об «оценке налоговых эффектов». А в самой программе, утвержденной, напомню, 30 марта, на фоне боевых действий и сопутствующих санкций, крайне странно смотрится тезис о перспективах прямого экспорта российской рыбопродукции в Европу.

«Сейчас в порту суммарная мощность холодильников — 45 тысяч тонн. Они хотят взамен построить один на 20 тысяч тонн — и так увеличить налоговые поступления?» — недоумевает Кулик.

Портовики и рыбопромышленники обратились к вице-премьеру РФ Виктории Абрамченко. В письме они указывают, что помимо промышленных объектов под снос теоретически попадают нефтепроводы, котельная, которая обогревает прилегающие жилые дома, и даже бомбоубежище. А включение в этот перечень инфраструктуры работающих предприятий просто противоречит здравому смыслу. Подписанты считают, что происходящее приведёт к прекращению деятельности предприятий, а в условиях санкций, когда перевести рыбные грузопотоки в другие порты невозможно, — к остановке промысла в Северном бассейне.

Тем временем другой российский вице-премьер Андрей Трутнев уже дал добро на реновацию — в мае Андрей Чибис заявил, что убедил чиновника в правильности своего подхода.