Эксперты призывают российских нефтяников подавать в суды на США

Российские нефтегазовые компании обязательно должны ответить на обвинения американских государственных деятелей в причастности к контрабанде иранской нефти, и «Роснефть» поступает совершенно правильно, намереваясь подать в суд на Минфин США, хотя успех подобного разбирательства в существующих политико-идеологических реалиях будет затруднен. В этом уверен директор ИМЭМО РАН имени Е.М. Примакова, член-корреспондент РАН Федор Войтоловский.
«Судя по косвенным признакам и по тому, что просачивалось в СМИ, можно предположить, что американцы рассматривали комплексный вариант действий по Ирану. Во-первых, предложить Ирану двухстороннее или многостороннее соглашение, которое воспроизводило бы в новом качестве большинство из позиций совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе. При этом американцы, конечно, были в первую очередь заинтересованы в двухсторонних договоренностях, а не в том, чтобы иметь многосторонние обязательства и участие других игроков, включая Россию, в решении вопроса об иранской ядерной программе», — говорит эксперт.
По словам Войтоловского, американцы мыслят в категориях пакетных решений, и можно предположить, что был план создать условия для того, чтобы американские компании могли вернуться на иранский рынок, прежде всего начать добычу в Иране, или могли бы обеспечить экспорт иранской нефти на европейский рынок, чтобы заменить российскую нефть в Европе. В этом отношении американцы, по всей видимости, хотели разменять некий компромисс по иранской ядерной программе, плюс, возможно, по иранской ракетной программе, на некие договоренности об облегчении режима поставок иранской нефти и снятии части санкций, рассуждает Войтоловский. Но по всем признакам эта затея не удалась, потому что наблюдается резкое ужесточение санкций в отношении Корпуса стражей исламской революции, обращает внимание он.
Глава ИМЭМО РАН уверен, что попытка обвинить Россию намеренно одновременно затрагивает и Китай — в заявлении госсекретаря США Энтони Блинкена говорилось, что Россия вместе с Китаем и в его интересах якобы осуществляет эти операции по контрабанде иранской нефти.
«В нормальной системе координат судебный иск был бы оправдан и его был бы смысл подавать сразу на нескольких направлениях: и в международные судебные органы, и в органы арбитража, и в американские судебные инстанции, первостепенные для государственных ведомств США. Но мы сейчас в искаженной системе координат, мы сейчас в состоянии конфронтации с США и их союзниками в Европе, поэтому механизмы арбитража, которые обычно используются в таких разбирательствах, очень затруднительно использовать», — предупреждает эксперт.
Аналитик товарных рынков «Открытие инвестиций» Оксана Лукичева объяснила «Ведомостям», что примерные объемы нефти, которые могут быть выброшены на рынок в случае перезаключения «ядерной сделки» и снятия действующего с апреля 2019 г. полного нефтяного эмбарго с Ирана, оцениваются более чем в 2 млн барр. в день. Сейчас, как писал Reuters, Иран экспортирует около 1,5 млн барр. в сутки, причем большая часть идет в Китай с большим дисконтом, который иранские власти отказываются раскрыть. Лукичева считает такую оценку фактического экспорта нефти Ираном близкой к реальности. Даже на этом фоне для США экономическая потребность в выбросе значительных объемов легальной иранской нефти на рынок для снижения цен сохраняется, полагает Лукичева. Но ею, вероятно, временно жертвуют во имя политических интересов ключевого союзника — Израиля, который в «ядерной сделке» не заинтересован, полагает эксперт «Открытие инвестиций».