NYT: лидеры ЕС обсудят интеграцию в союз Украины, Грузии и Молдовы
Вопрос членства может занять годы, но лидеры думают, как взять под защиту и интегрировать эти страны
The New York Times пишет, что страны ЕС задумались над тем, как связать уязвимые страны, такие как Украина, Молдова и Грузия, с Европой. Но сделать это нужно таким образом, чтобы не создать им дополнительных рисков. Этот вопрос будут обсуждать на саммите ЕС, который начался сегодня.
Самый актуальный вопрос — присоединение к блоку Украины. По нему решение может быть принято до июньского саммита. При этом полное членство для нее или других стран маловероятно в течение многих лет.
В последние недели президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Италии Марио Драги говорили о новой конфедерации с Европейским Союзом, а не о старом понятии «двухскоростной Европы», которое новые участники отвергают как статус второго сорта.
По предложению Макрона, новое Европейское политическое сообщество (включая Украину, Грузию, Молдову и Великобританию) может быть связано с ЕС, но не являться его частью. Это позволило бы быстрее ввести уязвимые страны вдоль российской границы в европейское русло. Также для них были бы открыты новые возможности для сотрудничества по безопасности, энергетике, транспорту, инвестиции и передвижению людей.
После того, как Киев подал заявку на вступление в ЕС, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сказала, что сейчас начался украинский путь в союз. Однако этот процесс будет долгим, несмотря на поддержку немедленного членства для Украины от стран Балтии и Польши. Любой другой путь вступлению в ЕС отверг президент Украины Владимир Зеленский.
Журналисты отмечают, что многие страны «застряли» на пути в ЕС. Так, Турция подала заявку еще в 1987 году, Северная Македония — в 2004, Черногория — в 2008 году, а Албания и Сербия — в 2009 году. Сейчас в ЕС 27 стран-участниц, и у них достаточно собственных экономических проблем.
«Такие страны, как Украина, Грузия и Молдова, хрупки и в ближайшее время не станут членами ЕС или НАТО», — заявила Клаудия Майор, аналитик по вопросам обороны из Германского института международных отношений и безопасности. — «Если быть честными, у нас нет гарантий безопасности для них». По ее словам, даже расширение сотрудничества с ЕС в электроэнергии, торговле, экономике и других областях вряд ли отпугнет Россию. Она добавила, что в НАТО есть США, и ядерное сдерживание обеспечивает безопасность. Просто так у Европы нет ресурсов, чтобы спасти членов союза.
Юлия Де Клерк Саксе из немецкого фонда Маршалла в Брюсселе предполагает, что быстрое вступление Украины в ЕС еще больше отдалит страны на Балканах, которые разочаровались в процессе вступления в ЕС, в то время как Китай и Россия расширили свое влияние в регионе. Однако предложения Макрона могут привести к полезной дискуссии о том, как защитить не членов ЕС.
Роза Бальфур, директор Карнеги Европа, считает, что подход, предложенный Макроном, сможет включать страны по секторам. Но с другой стороны, такой союз может затормозить внутренние реформы в этих государствах, которые были бы необходимы для вступления в ЕС.
Пьер Вимонт, бывший французский посол в Вашингтоне и сотрудник Карнеги Европа, считает, что было бы лучше всего просто открыть Европейский Союз для всех претендентов. Но «реальная проблема» в том, что ЕС из 35 членов не может идти тем же путем, и потребуется серьезная институциональная реформа и изменения договора для функционирования.