Дата
Автор
Татьяна Рыбакова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Евгений Коган: «Государство сделало так, что возникли нынешние форс-мажорные обстоятельства – значит, государство и должно помочь людям решать эту проблему»


Ведущий телеграм-канала @bitkogan — о том, кто виноват в потерях средств российских инвесторов после начала войны в Украине и что этим инвесторам теперь делать

Евгений Коган

vk.com/evgeny_kogan

Нет повести печальнее на свете, чем история российского розничного инвестора. Мы уже писали о проблемах, с которыми столкнулись российские граждане, оказавшись невольными жертвами наложенных на Россию санкций. С тех пор ситуация изменилась, но не все изменения оказались в лучшую сторону. Если с российскими акциями вроде бы все нормально, если не считать того грустного факта, что многие отказались от выплат дивидендов, а часть падает из-за того, что эмитенты попали под санкции, то с иностранными бумагами, купленными у российских брокеров, все грустно, а главное — непонятно.

Впрочем, с российскими бумагами, котировавшимися за рубежом, тоже не все гладко — достаточно вспомнить историю с обнулением фонда российских еврооблигаций от компании Finex. А главное — многие розничные инвесторы все чаще говорят о том, что государство, которое в последние годы весьма активно вмешивалось в регулирование фондового рынка, теперь умыло руки и делает вид, что проблемы инвесторов — это не проблемы «шерифа». О самых актуальных на сегодня проблемах инвесторов мы решили поговорить с тем, кто непосредственно сталкивается с этим — известным инвестором, основателем ТГ-канала bitkogan, профессором ВШЭ Евгением Коганом.

Давайте начнем с самого болезненного на сегодня вопроса — заморозки или «обособления» части иностранных бумаг, купленных через российских брокеров. Мало того, что сама по себе операция неприятная, так еще и способ осуществления ее вызывает много вопросов. Так, многие инвесторы обнаружили, что на их счету заморожена не часть бумаг, как обещалось, а все 100%. У некоторых заморожены оказались и те бумаги, которые покупались после того, как 24 марта перестал функционировать «мост» между НРД (Национальный расчетный депозитарий, в котором хранятся все ценные бумаги в России) и Euroclear (один из глобальных депозитариев, через который проходили сделки российских инвесторов с иностранными бумагами). Можете рассказать, почему так произошло, удалось это выяснить? И есть ли какой-то выход?

— Выяснить, что произошло, удается, но вопросы все равно остаются. Мы понимаем логику регулятора и биржи, но с методикой трудно согласиться. Объясню. К примеру, на 24 марта были заморожены активы. Но людям, тем не менее, давали возможности активы покупать. Зачем? Чтобы заманить их в ловушку?

Далее. Методика регулятора и биржи основана на том, что пропорции замораживаемых бумаг определяют сами брокеры. Они смотрят на методические указания биржи, смотрят на указания регулятора, дальше смотрят, что, где и сколько у них находилось клиентских активов и делят их в определенной пропорции. Но я не могу понять, как может такое быть: люди покупали бумаги в апреле или в мае (после разрыва «моста» между НРД и Euroclear — Ред.), а у них заблокировали 100% активов. Это выглядит очень странно. Потому что вот, например, акции Barrick Gold заблокировали. Допустим, у брокера на момент блокировки 100% этих бумаг находилось в НРД. Допускаю, могло такое случиться, и здесь никто не виноват. Но дальше же эти акции приобретались явно на СПб бирже, явно по другим каналам? Как вообще технически может получиться ситуация, когда у людей заблокировано 100% иностранных акций? Я вижу только один вариант: раз кто-то купил, значит, кто-то продал. Тогда откуда продал? Из заблокированного? Нельзя. Значит, кто-то продал не из заблокированных акций, а из «свежих» акций людей.

— Многие уже говорят, что на бирже «Санкт-Петерург» бирже была так называемая «кухня»

— Я с большим уважением отношусь к руководству биржи, знаю их как глубоко порядочных людей и не хотел бы бросаться обвинениями, не имея доказательств. Тем более, что у меня есть сильное подозрение, что многие несуразности произошли на уровне брокеров. Потому что некоторые мои подписчики показывают, что, например, одни и те же бумаги у одного брокера заблокированы на 100%, а у другого — скажем, на 20%. Как понимаете, к бирже эта ситуация не имеет никакого отношения. Но сама ситуация вызывает серьезные вопросы — как такое вообще технически и даже математически может произойти? Поэтому, думаю, здесь надо серьезно разбираться.

Разбираться надо — кому? Центробанку?

— Думаю, что, скорее, биржа «Санкт-Петербург» должна подключиться к тому, что сделали брокеры.

Второй болезненный вопрос — обнуление рублевого фонда российских еврооблигаций FXRB от компании Finex. Этот фонд был, в том числе, популярен для создания пенсионного портфеля, как консервативный и защищенный от курсовых колебаний валют. Теперь оказалось, что это был сложный синтетический продукт, где покупка еврооблигаций хеджировалась валютными деривативами (грубо говоря, продажей евро против рубля), в момент одновременного обвала рубля и российских еврооблигаций наступил маржин-колл, и фонд просто опустел. У меня вопрос — а были ли люди проинформированы, что они покупают на самом деле и какие это несет риски?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.