Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

В ожидании большой чистки. Причины демонстрации гиперлояльности


«Ночью был первый допрос с намеком, что мы обвиняемся в участии в террористической организации и должны чистосердечно раскрыть ее планы. Сначала меня отвели в маленькую камеру, вроде шкафа со скамейкой. Там я думал просидеть до утра, но за мной пришли и повели в камеру, отделенную от коридора решеткой. Она была переполнена, люди спали на кроватях, на полу и под койками. Когда я вошел, то многие проснулись и с интересом стали спрашивать, откуда я и по какому делу арестован. Я и догадаться не мог о причине ареста. Мне пришлось занять последнее место «в очереди», т. е. на полу под койкой у самой решетки. При выпуске арестованных очередь двигалась, люди занимали место ушедших, так что была надежда дойти до койки. Спать было неуютно, по коридору мимо меня пробегали крысы, и охранник бросал в них связки ключей. Ночью не спал. Утром подъем, чай с хлебом и сахаром и последующее толкание в камере, скамеек на всех не хватало. Но против моего ожидания, меня никуда не вызвали и не освободили. Я ждал следующего дня и ночью отодвинулся от решетки, так как пришел «новенький». Меня не покидал оптимизм, в общении с арестованными нашел интерес. Тут были разные люди. «Политические» держались особняком, разговаривали тихо, каждого приходящего с допроса подробно расспрашивали».

Чуть позже поясню, зачем здесь этот фрагмент. Хотя — мы ведь немало успели прочитать мемуаров людей, попавших в сталинскую мясорубку, много всего издано и в Перестройку, и в девяностые, и в нулевые… Ничего, в общем-то, особенного, даже намек на гуманизм присутствует: «чай с хлебом и сахаром».

Теперь к теме: все, наверное, прочли уже интервью директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского «Российской газете». «…наши последние выставки за рубежом — это просто мощное культурное наступление. Если хотите, своего рода "спецоперация". Которая многим не нравится. Но мы наступаем. И никому нельзя дать помешать нашему наступлению». И так далее. Это, поверьте, еще довольно мягкое, «голубиное» высказывание.

Интервью изумляет: все-таки Михаил Пиотровский — это вам не Михаил Пореченков. Хочется — себе — объяснить: зачем это вообще? Коллеги из «Отдела культуры» предлагают свою версию. Вкратце — супруга Пиотровского работала с Путиным в мэрии Санкт-Петербурга (это объясняет начало блестящей карьеры). А на самого директора главного музея у силовиков горы компромата (и это объясняет факт появления интервью).

Есть и другие версии, есть своя и у меня. Как раз для «Побочных сюжетов». Может показаться, конечно, что главная тема интервью — спецоперация, благословенное имперство, «самоутверждение нации» (есть там и такие слова). То есть основной сюжет нашей печальной эпохи. Но нет, я так не думаю.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.