Дата
Автор
Максим Черников
Источник
Сохранённая копия
Original Material

На смерть Юры Шатунова. Не-некролог, или Воспоминания о будущем


Лето 1990 года, мне неполных тринадцать лет, мы с матерью едем в поезде «Москва — Владивосток», навещать ее родню в Забайкалье — «из Европы», как там называют наши края. Там же, на китайской границе, служит старший брат, выпускник «элитарного» военного училища. Проводник поезда — под моим неодобрительным взглядом — целомудренно, по-советски флиртует с матерью, приносит чай и шутит. Куда уж там! «Я другому отдана и буду век ему верна».

У отца, старпома в Морфлоте СССР, последний перед сокращением его должности рейс «налево», то есть на Запад — в Канаду, из которого он привезет чудище штатовского автопрома эры бэбибумеров, «Форд Фермонт» невообразимого вишневого цвета, а внутри — нежно-бежевый салон, в котором всем хватает места. И на котором он будет рассекать по городу — под офигевшими взглядами «совков» — вместе с бандитом Мишей, евреем огромного роста, в своем кожаном пальто, с длинными патлами и в темных очках похожим на рок-звезду, плюс два его чокнутых бультерьера, покушающихся на нашего попугая, что прибыл к нам в 1980-м из дружественной Кубы, контрабандой, разумеется (цена попугая — ношеная нейлоновая рубашка и старые часы «Победа»; знакомая кубинка недавно сказала, что больше таких попугаев на Кубе нет — «They are extinct»).

Миша уедет потом в Израиль и устроится там автомехаником… А отец уже в следующем году, как раз перед путчем на печатной машинке напишет на имя секретаря КПСС Егора Яковлева письмо — произведение эссеистики — в котором обоснует свой выход из партии.

Яковлев не ответит. «Форд Фермонт» вскоре придется продать — все потихоньку начнет лететь в тартарары, не до жиру, начнется голодуха и «очередюки» за жратвой. Мать всплакнет и скажет: «Федю» жалко. «Федя» — это и есть «Форд Фермонт», как ласково родители прозвали вишнево-бежевое чудище. «Мой ласковый и нежный зверь».

…А в этом советском еще поезде «Москва — Владивосток» — впервые этот голос, парящий, как ангельский гимн; поющий жалобно и нежно. И так ласково. Вот чего нам тогда и особенно сегодня не хватает.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.