Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Разнообразие рациона умеряет аппетит рачка гаммаруса


Ученые Института биологии южных морей имени А. О. Ковалевского РАН (Севастополь) выяснили, как питается хищный рачок гаммарус в присутствии одного и двух видов жертв. Оказалось, что если вокруг есть только жаброногие рачки артемии, то охотник выест их полностью очень быстро, а вот добавление личинок комара-звонца (мотыля) позволило артемиям сосуществовать с врагом в 3–4 раза дольше. Исследование позволит подбирать оптимальный состав аквакультуры, ведь гаммарус, как и его обе жертвы, является одним из самых распространенных кормов для рыб. О работе рассказала пресс-служба Российского научного фонда.

«Обычные сообщества, например населяющие пресные водоемы, и их межвидовые связи хорошо изучены, чего нельзя сказать об экстремальных экосистемах. Наша группа исследует обитателей гиперсоленых крымских озер, где соленость может быть втрое больше, чем в Черном море. Здесь видовое разнообразие не столь велико, а потому существует строгое равновесие между разными организмами. Его понимание важно, если мы хотим использовать соленые озера в аквакультуре, например при получении кормов для рыб», — рассказывает руководитель проекта, заведующая лабораторией экстремальных экосистем ИнБЮМ Елена Ануфриева.

Авторы работы исследовали то, как ведет себя хищный рачок гаммарус (Gammarus) в присутствии двух типов пищи — жаброногого рачка артемии и личинки комара-звонца (мотыля). Для этого они запускали хищника в сосуд с водой и субстратом на дне или без него, а затем добавляли двух жертв: либо двух рачков, либо двух личинок, либо рачка и личинку. Ученые анализировали не только поведение животных, но и оценивали, как быстро гаммарус съест предложенную еду, а при наличии выбора — кто станет первым блюдом.

Графическое описание сути работы. Источник: Николай Шадрин

В самом начале водные обитатели плавали по всему объему сосуда, а затем гаммарус и мотыль опускались и продолжали движение у дна. В этом случае у них была выше вероятность столкнуться, однако личинки активно сопротивлялись и порой им даже удавалось уходить из захвата. Если на дне был субстрат, то мотыль мог успеть еще и сформировать вокруг своего тела «домик» из частичек и таким образом отложить свою участь быть съеденным. В экспериментах с осадком на дне исследователи практически не увидели разницы в системах с одним видом жертв или с двумя, очередность при наличии выбора также не играла никакой роли.

Личинки оказались не такой уж легкой добычей, и поедание их занимало у гаммарусов порядка 50 минут, после этого хищнику требовалось время на отдых (до нескольких часов), прежде чем он снова начнет охотиться или хотя бы доест кусочек, оставшийся в челюстях. Гораздо проще ему оказалось управиться с артемиями: захват и поедание происходили с первого раза и занимали буквально 16 минут, а уже через 10–20 минут он пускался на поиски новой добычи.

«Гаммарусам энергетически выгоднее охотиться на рачков артемий, так что в отсутствие альтернатив они могут просто выесть всю популяцию жертв, а затем погибнуть от голода. Значит, при разведении в кормовых целях содержать эти виды вдвоем нельзя. Если же в систему добавить мотыль, то на его поедание тратится слишком много ресурсов, и гаммарусы не будут объедаться, а сообщество просуществует втрое, а то и вчетверо дольше. Это один из механизмов поддержания устойчивости экосистем», — подводит итог ведущий научный сотрудник ИнБЮМ Николай Шадрин.

Это исследование — лишь одно из первых шагов к описанию пищевого поведения хищных обитателей гиперсоленых озер, соленость в которых выше океанической. В дальнейшем авторы планируют рассчитать, сколько ресурсов тратят гаммарусы во время охоты, а также какова энергетическая ценность их жертв. Таким образом удастся составить рекомендации по рациональному и продуктивному использованию водоемов с экстремальными условиями для аквакультуры.

Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда, опубликованы на страницах Journal of Experimental Zoology Part A: Ecological Genetics and Physiology.